суббота, 23 ноября 2019 г.

Азбука нравственности в стихах. Подлость


Подлость – склонность к, вызывающему у людей презрение, намеренному причинению вреда исподтишка, попирая доверие человека, его достоинство и безопасность.

Раздумье о подлецах
Прожив совсем не долгий век,
Скончался славный человек,
Из тех, о ком скорбят друзья,
Кого забыть нельзя.

Он честным был, любил шутить,
Хоть бед знавал немало.
Умел работать, петь, любить,
Такому б только жить да жить!
И вот его не стало…

Хороший по земле пройдет,
Глядишь, уж нет его.
А вот мерзавец – тот живет,
Мерзавцу – ничего!

Мерзавец, он везуч, как черт,
Легки его дела:
Он даже тем, наверно, горд,
Что мать не сделала аборт
Да плюс к тому, как высший сорт,
В рубашке родила.

Таким и впредь во всем везет,
От службы и до карт.
Ни хворь, ни черт их не берет,
Ни гром и ни инфаркт!

Шучу, конечно. Впрочем, я
Подумал вот о чем:
Что, может, где-то мы, друзья,
Их сами бережем?!

Рукою машем – наплевать!
Мол, наша хата с краю.
А тем, кому бы руку дать,
И там, где надо помогать,
Идем, не помогая.

И вот, прожив недолгий век,
Скончался славный человек,
Из тех, о ком скорбят друзья,
Кого забыть нельзя.

Его никто не убивал,
Не бил ничем в лицо,
Но сколько он переживал
И сколько раз порой страдал
От разных подлецов!

Они, как филины, впотьмах,
Не жди, не пощадят,
И душу вымотают в прах,
И жизнь укоротят!

Неужто мутная волна
Зальет нам яркий свет?
И станет жизнь скучным-скучна,
И станет жизнь темным-темна,
И я отвечу: – Нет!

Настанет день, в конце концов,
Когда увидят люди
Среди музейных образцов
Последнего из подлецов
В запаянном сосуде.

Он будет нужен для того,
Чтоб жизнь не стала гаже,
Чтоб все смотрели на него
И сплевывали даже!

Чтоб различали мрак и свет
Они в сердцах своих
И чтоб возник иммунитет
На много-много сотен лет
От подлости у них!
Э. Асадов

Статистика души
Подлец, что прикинулся человеком,
Сумел оболгать меня и надуть.
А мне говорят: – Наплевать, забудь!
Зло ведь живет на земле от века!

А мне говорят: – Не печалься, друг,
Пусть в горечи сердце твое не бьется,
На сотню хороших людей вокруг
Плохих и с десяток не наберется!

А впрочем, тебя-то учить чего?! –
Все так, но если признаться строго,
То мне десяти негодяев много,
Мне лишку порою и одного...

И, если быть искренним до конца,
Статистика – слабый бальзам от жала.
Когда пострадаешь от подлеца,
То цифры, увы, помогают мало!

И все-таки сколько б теперь нашлось,
По данным, хороших людей и скверных?
Не знаю, как цифры, но я, наверно,
Ответил бы так на такой вопрос:

Все выкладки – это столбцы, и только.
Но если доподлинный счет вести,
То скверных людей в этом мире столько
И честных людей в этом мире столько,
Сколько ты встретишь их на пути!
Э. Асадов

Нечестный бой
На земле не бывает еще без драк –
В прямом и любом переносном смысле.
И если пока существует так,
То пусть над людьми взвивается флаг
Честного боя и честной мысли.

Когда же бросаются вдруг гурьбой
На одного удальцы лихие,
То это такой уж нечестный бой,
Что просто диву даешься порой:
Как только живут подлецы такие?

Лупят расчетливо и умело.
И я, не колеблясь, сказать берусь,
Что только самый последний трус
Способен пойти на такое дело!

Еще бы! Ведь можно сломать любого,
Если кучей на одного.
А главное, риска же никакого!
Полное низкое торжество!

И если такой вот нечестный «бой»
Берет начало порою с детства,
То качество это идет в наследство
И людям с седеющей головой.

Что ж, кулаков тут, пожалуй, нету.
Здесь все бескровно на первый взгляд.
И все же хоть тут и не бьют кастетом,
Но ребра не меньше порой трещат...

И здесь, не в проулке, а в светлом зданье,
Где пальцем не тронет тебя никто.
Все тихо и мирно, идет собранье.
И вдруг – что-то явно пошло не то...

Выходит один, и другой, и третий,
И разом вдруг кучей на одного!
Слова их то плети, то хитрые сети,
Попробуй осмыслить, найтись, ответить,
Подчас и не выдавишь ничего!

Один растерялся, а те и рады
И громоздят этажи из лжи.
Ведь сговорились же явно, гады.
А вот попробуй-ка, докажи!

Вина? Да вины-то подчас и нету!
Какая-то мелочь. Но суть не в том.
Им надо сломать его, сжить со света,
И лупит с трибуны за громом гром!

Есть в жизни хорошее слово: спайка.
Мы с детства привыкли хранить его.
Но если кучей на одного,
То это не спайка уже, а шайка!

И среди черт не весьма красивых,
Что прячутся где-то в душевной мгле,
Эта – из самых, увы, трусливых,
Из самых подленьких на земле!
Э. Асадов

Доброта
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
Э. Асадов

Предел
Предел на белом свете есть всему:
любви, терпенью, сердцу и уму,
и мнимой беспредельности простора.
Тебя напрасно мучает, поэт,
небеспредельность сил твоих и лет:
поверь, в ней никакого нет позора.

А то, что ухмыляется подлец:
мол, вот он исписался наконец, –
пусть это будет от тебя отдельно.
Ты на пределе, а не оскудел.
Есть у любого гения предел –
лишь подлость человечья беспредельна.
Е. Евтушенко

* * *
Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Все смотрел бы на них и смотрел без конца.
Но в глухих городишках и в громких столицах
Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.

И брезгливость и ужас почти не скрывая,
Отшатнешься, стараясь с дороги свернуть.
Но навеки запомнишь: ухмылка кривая
И глаза, разбегающиеся, как ртуть.

Берегите лицо человеческое. Несите
Сквозь года – и глаза молодые и рты.
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.
Е. Винокуров

Есть на свете невзрачные рыцари…
Есть на свете невзрачные рыцари,
А порой предстают предо мной
Подлецы с благородными лицами
И с красивой такой сединой.

И глаза их живые, не тусклые…
Только хочется броситься прочь
В миг, когда лицевые их мускулы
Выражают желанье помочь.
В. Шефнер

* * *
В неразберихе маршей и атак
Была своя закономерность все же:
Вот это – друг,
А это – смертный враг,
И враг в бою
Быть должен уничтожен.
А в четкости спокойных мирных дней,
Ей-богу же, все во сто раз сложней:
У подлости бесшумные шаги,
Друзьями маскируются враги…
Ю. Друнина

* * *
Ничто не проходит бесследно
Ни подлость, ни трусость, не ложь…
Пусть ты еще смотришь победно,
Пусть весел еще, ну и что же.

Красуешься в блеске регалий,
Лучистым довольством объят.
Страшней чем цианистый калий
Тобою отведанный яд.

Уверовав, что не подсуден
В деяньях своих никому
Но зло, причиненное людям,
Смертельно тебе самому.

Тебе не поможет витийство,
Кто мог перед ним устоять,
Решившись на самоубийство,
Ты начал себя убивать.

Сначала душа пустоцветом завянет,
Потом отомрет,
А тело, не зная об этом,
Возможно, еще поживет.

Ты умер, по сути, и точка.
И путь коротает свой век
Порожняя та оболочка,
Где некогда был человек.
Г. Серебряков

О подлости людской
Ничего на свете нету хуже
Подлости. Тут что ни говори –
Смелость города берёт снаружи,
Подлость их штурмует изнутри!
А. Забавина

* * *
Всё в этой жизни служит нам уроком,
За всё заплатишь – сколько ни живи.
Но ничего так не выходит боком,
Как подлость… и предательство любви.
А. Забавина

Подлостью на подлость
Ответить подлостью на подлость…
Есть прецедент и даже повод,
Удобный случай подвернулся –
Так пользуйся и не волнуйся,
Теперь вы будете в расчёте!
Возьму реванш – ну прям как в спорте!
Отвечу подлостью на подлость!
Откуда же такая робость?
Меня сковало что-то словно…
Нет, я на это не способна!
А. Забавина

Мнение о прощении
Мне далеко до мудреца,
Возможно, неправа я…
Могу простить я подлеца,
Но подлость – не прощаю.
На что способен человек –
Того не позабуду,
Хотя не стану мстить вовек
И зла желать не буду.
А. Забавина

Подлость
Внизу, в подземелье, и горя не зная,
Гадюка жила – злая подлость людская.
Из мрачной норы иногда выползала,
Запрятав в улыбке змеиное жало.

А после, найдя подходящую особь,
Вползала в нее, есть такой подлый способ.
Снаружи такой человек и нормальный,
Внутри весь изъеден он подлостью жадной.

И тот человечишка, радуясь злобе,
От зависти места себе не находит,
Всем мстить начинает проклятый пройдоха.
Зачем? Просто так. Чтобы всем стало плохо.

И вот оболгав, очернив, изувечив,
Злорадствует молча такой «человечек».
И с ним вместе, жертву свою поедая,
Злорадствует молча и подлость людская.
Т. Лаврова

* * *
Привыкли от святого отступать.
Мы подлецам готовы поклоняться.
Бывает трудно правду отстоять.
Намного проще в стороне остаться.

И подлецы толпой шагают в гору,
Сметая все ненужное с пути.
А умники умны, не лезут в ссору.
Считают, безопасней отойти.

Живем мы среди грубости и фальши,
Умышленно на все закрыв глаза.
Друзья мои, а что же будет дальше?
Уже ли отказали тормоза?
Е. Потехина

* * *
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами,
Если подлый лекарство нальёт тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!
О. Хайям

* * *
Вы, злодейству которых не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца.
О. Хайям

* * *
Вошла в обычай подлость. В мире нету
Ни честности, ни верности обету.
Талант стоит с протянутой рукою,
Выпрашивая медную монету.

От нищеты и бед ища защиты,
Учёный муж скитается по свету.
Зато невежда нынче процветает:
Его не тронь – вмиг призовёт к ответу!

И если кто-то сложит стих, подобный
Звенящему ручью или рассвету, –
Будь сей поэт, как Санаи, искусен –
И чёрствой корки не дадут поэту.

Мне мудрость шепчет: «Удались от мира,
Замкнись в себе, стерпи обиду эту.
В своих стенаньях уподобься флейте,
В терпении и стойкости – аскету».

А мой совет: «Упал – начни сначала!»
Хафиз, последуй этому совету.
Хафиз

* * *
Достаточно и малого словца,
Чтоб страсти грозным вспыхнули пожаром,
И одного хватает подлеца,
Чтоб жизнь для многих сделалась кошмаром.
Г. Цадаса

* * *
О том, что подлость заразительна
И через воздух размножается,
Известно всем, но утешительно,
Что ей не каждый заражается.
И. Губерман

* * *
У подлости так много лиц,
её не распознать при встрече.
Без чести, совести, границ –
в обличье ходит человечьем.
Л. Фогель

Подлость
Видно, не станем вовек мудрей –
Бес в человеке страшен!
Люди ведут себя хуже зверей,
Подло пиная падших…
В. Казарян

* * *
Как часто люди поступают подло,
Легко, без намерений, невзначай,
Скрипят судьбины старенькие седла,
И остывает в чашке черный чай.

Не стал отравой, даже не погорк он,
А друг внезапно дружбой пренебрег…
И ветер дует ласково с пригорка,
По прежнему поют пески дорог.

И в ужасе не стало камнем небо,
И сердце не разбилось на куски.
С другой любимый, только врет, что не был…
И грех не серебрит ему виски.

Подруга отнимает твое счастье,
Такое, без которого не жить…
И смотрит на тебя как бы с участием,
Готова продолжать с тобой дружить…

Вот так легко скользят они по судьбам,
И разрушают походя и вскользь,
Живем мы в мире все-таки абсурдном,
Порок, как прежде, так сладкоголос…
А. Позднякова

Подлость
Ну-ка, тише, дети!
Стану ведать повесть,
Как жила на свете
Белом чёрна подлость.

Где она рождалась?
В душах человечьих.
Чем она питалась?
Злобой, бессердечьем.

Всё в местах укромных
Да пустых ютилась –
От чужих, сторонних
Взглядов хоронилась.

Коль сыскать желаешь –
Не приметна глазу,
А вот повстречаешь,
Распознаешь сразу.

Не имевши совесть,
На людей внезапно
Нападала подлость
Да брала нахрапом.

А бывало, гадкой
Змейкой подползала,
Сподтишка украдкой,
Жалила-кусала.

То впивалась в спину
Пулей злой, горячей,
То взрывались миной
Глупой и незрячей...

Со всех дыр сквозила
Подлость в Мир людская!
Хоть бы смерть скосила –
По сей день живая!
Л. Зацепина

Кто я?
Боюсь я темных улиц,
Дворов, где нет огня,
Боюсь – подкараулит
Там кто-нибудь меня!

Вдруг окажусь я трусом?
Чужую храбрость славлю,
Себе пятёрку с плюсом
За храбрость не поставлю.

Я спрашивал Валерку:
– Какой я на поверку?
Ну, неужели струшу
Я в настоящем деле? –
Открыл ему всю душу,
Мы долго с ним сидели.
И мне сказал Валерий,
Что он во мне уверен,

А утром все померкло!
Пересказал Валерка
Наш разговор о трусах
Девчонке в белых бусах,
Пересказал со вкусом,
Как я боюсь быть трусом.

Его я, между прочим,
Погладил по лицу –
Парочку пощечин
Выдал подлецу!
А. Барто

Три сестры
Жили-были три сестрицы:
Подлость, Зависть и Бездарность,
Друг без друга не могли ни есть, ни спать.
Коль одной добро приснится,
Просыпаются в кошмарах
Две других, чтоб вместе ночку скоротать.

Отлучилась как-то Подлость,
Разродилась Одарённость,
Что с трудом под старой лестницей жила,
А Бездарь трогала аккорды,
Ненавистные влюблённым,
Отраженьем заполняя зеркала.

Зависть – средняя девчонка,
Заплетая косы старшей,
Вдруг спросила, грудью волосы задев:
– Правда ль, милая сестрёнка,
Что у младшенькой у нашей
Появился новый хахаль – Беспредел?
Говорят, такой красавец.
Что ж она не познакомит?
Не чужие мы ей, всё-таки родня.
Да и завидно – я Зависть, –
Скулы сводит, зубы ломит,
В общем, нервы истрепались у меня.

Отвечала Бездарь тихо,
Злую рифму подбирая,
Говорила своим косным языком:
– Вот ты глупая чувиха,
Ничего не понимаешь:
С Беспределом мы чудесно заживём.
Но мне не потянуть супругой
В столь изысканных одеждах
А с тобой и до тюрьмы не далеко.
Станет нам он лучшим другом,
Подлость быть умеет нежной,
Будет делать всё она его рукой.

Так в изысканной беседе
Без особого унынья
До утра девицы время провели.
До шекспировских трагедий
Далеко, как до луны, им,
Но открылась дверь, и в комнату вошли.
Беспредел – ну чисто урка,
Громыхая каблуками,
Произнёс, целуя младшую сестру:
– Одарённость сдали в «дурку»,
Плод на дне, на шее камень,
И прикован к батарее Честный Труд.

Жили-были три сестрицы:
Подлость, Зависть и Бездарность,
Друг без друга не могли ни есть, ни спать.
Коль одной добро приснится,
Просыпаются в кошмарах
Две других, чтоб вместе ночку скоротать.
Беспредел – ну чисто урка,
Всё грохочет каблуками,
Всё целует, сука, младшую сестру.
Одарённость сдал он в «дурку»,
Плод на дне, на шее камень,
И прикован к батарее Честный Труд.
А. Розенбаум

Песня Карабаса-Барабаса
(из к/ф «Приключения Буратино»)
Музыка: А. Рыбников
Исп. В. Этуш

Считайте меня подлым –
Да, Я готов на подлости,
Ых, Я готов на подлости,
Эх, Я готов на подлости,
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости.

Зовёте меня гадким?
Да, я готов на гадости,
Эх, я готов на гадости,
Ох, я готов на гадости,
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости,
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости,
К своей великой радости,
К своей великой радости.

Плевать на унижения –
Да, Я готов унизиться,
Эх, Я готов унизиться,
Ух, Я готов унизиться,
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться.
Б. Окуджава 

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »