воскресенье, 10 ноября 2019 г.

Азбука нравственности в стихах. Относительность


Ах, как все относительно в мире этом
Ах, как все относительно в мире этом!
Вот студент огорченно глядит в окно,
На душе у студента темным-темно:
«Запорол» на экзаменах два предмета...

Ну а кто-то сказал бы ему сейчас:
– Эх, чудила, вот мне бы твои печали?
Я «хвосты» ликвидировал сотни раз,
Вот столкнись ты с предательством милых глаз –
Ты б от двоек сегодня вздыхал едва ли!

Только третий какой-нибудь человек
Улыбнулся бы: – Молодость... Люди, люди!..
Мне бы ваши печали! Любовь навек...
Все проходит на свете. Растает снег,
И весна на душе еще снова будет!

Ну а если все радости за спиной,
Если возраст подует тоскливой стужей
И сидишь ты беспомощный и седой –
Ничего-то уже не бывает хуже!

А в палате больной, посмотрев вокруг,
Усмехнулся бы горестно: – Ну сказали!
Возраст, возраст... Простите, мой милый друг.
Мне бы все ваши тяготы и печали!

Вот стоять, опираясь на костыли,
Иль валяться годами (уж вы поверьте),
От веселья и радостей всех вдали,
Это хуже, наверное, даже смерти!

Только те, кого в мире уж больше нет,
Если б дали им слово сейчас, сказали:
– От каких вы там стонете ваших бед?
Вы же дышите, видите белый свет,
Нам бы все ваши горести и печали!

Есть один только вечный пустой предел...
Вы ж привыкли и попросту позабыли,
Что, какой ни достался бы вам удел,
Если каждый ценил бы все то, что имел,
Как бы вы превосходно на свете жили!
Э. Асадов

* * *
Пусть неподвижен тихий лес вдали,
Но мы, и тополя, и эти стены,
В покое – относительно Земли,
В движенье – относительно Вселенной.

Вот так мы и живем все дни свои.
И в тишине, и в шумной круговерти.
Минуты – относительно бессмертья
В раздоре – относительно любви.

И мук, и радостей извечные круги.
И в жизни кто-то вечно, не отчасти,
В покое – относительно других
И счастлив – относительно несчастья.

Но не поднять тебе вовек лица,
Когда в людском приучишься потоке
Быть добрым – относительно жестоких
И умным – относительно глупца.
О. Лебёдушкина.

* * *
Трудно ли пойти на подвиг правый!
Подвиг – это миг, но жизнь прожить
Так, чтоб быть своей достойным славы,
Тяжелей, чем подвиг совершить!

Трудно ль стать предателем иль вором!
Миг паденья краток, но потом
Тяжело стереть клеймо позора
Или жизнь прожить с таким клеймом!
Р. Гамзатов

Душевный предел
Есть душевный предел, где находят покой миражи,
Относительно всё: идеалы и верность решений.
Очень просто быть честным, когда нет причины для лжи,
И легко быть святым, если ты не встречал искушений.
Л. Козырь

Практика относительности
На Земле столетья проносятся,
А в полёте несколько лет…
К относительности относится
Вечной молодости секрет.

Человек и фотон похожи:
Им для жизни скорость нужна,
Потому что масса покоя
У обоих нулю равна!

Хорошо канал оросительный.
А когда он среди болот?
Относительность, относительность,
Все на свете наоборот!

Там, где косная неукоснительность
Прет, как в стенку бычачий рог,
Воплощается относительность
В торжестве обходных дорог.

Все, что страшно назвать классическим,
Бронзовеет с теченьем лет,
И становится относительным
Абсолютный авторитет!

Относительность, относительность
И чиновники входят в раж:
Где же грань,
за которой почтительность
Переходит в подхалимаж?

И песчинка сравнима с глыбой,
И крапива порой в чести…
Рак стремится создать безрыбье,
Чтоб значенье приобрести!

Я бросаю кусочки хлеба.
Раколовка лежит на песке.
Я ее опускаю в небо,
Опрокинутое в реке.

Облака оттеняют синее,
А оттуда как звон струны:
Это жаворонок усиливает
Относительность тишины…
В. Бетаки

Баллада об относительности возраста
Не то весна,
Не то слепая осень.
Не то сквозняк,
Не то не повезло.
Я вспомнил вдруг,
Что мне уж тридцать восемь.
Пора искать
Земное ремесло.
Пора припомнить,
Что земля поката,
Что люди спят
В постелях до зари,
Что по дворам
До самого заката
Идут в полет
Чужие сизари.
Пора грузить
Пожитки на телегу,
Пора проститься
С песенкой лихой,
Пора ночлег
Давно считать ночлегом
И хлебом – хлеб,
А песню – шелухой.
Пора Эсхила
Путать с Эмпедоклом,
Пора Джульетту
Путать с Мазина.
Мне тыща лет,
Романтика подохла,
Но нет, она
Танцует у окна.
Ведь по ночам
Ревут аккордеоны,
И джаз играет
В заревах ракет,
И по очам
Девчонок удивленных
Бредет мечта
О звездном языке.
Чтобы земля,
Как сад благословенный,
Произвела
Людей, а не скотов,
Чтоб шар земной
Помчался по вселенной,
Пугая звезды
Запахом цветов.
Я стану петь,
Ведь я же пел веками.
Не в этом дело.
Некуда спешить.
Мне только год,
Вода проточит камень,
А песню спеть –
Не кубок осушить.
М. Анчаров

Относительность
Длинны разлуки и печали,
И дни тоскливые длинны.
И длинно зимними ночами
Минуты тянутся и сны.

А летом ночь короче вдоха,
И так свиданья краток миг,
И коротка минута-кроха
Прикосновенья рук твоих.

А мне продлить бы это лето,
И ночи сделать бы длинней,
Чтоб уместилась до рассвета
Безмерность нежности моей…

Но длинен путь душевных странствий,
Когда на сердце маета.
Искажено само пространство,
И время движется не так.

Но очень хочется заставить
Себя вернуться в нужный ритм,
Коснуться чуткими устами
Не губ – хоть слово б оживить,

И вброд идти тропой рассветной…
Тогда случилось бы легко
О том, что длинно в жизни этой,
Писать короткою строкой…
Л. Клёнова

Относительность
Сложно понять счастье нежного «да»,
Коль никогда ты не слышала «нет».
Счастье познать не сумеешь, когда
Не примеряла наручники бед.

Белый без чёрного неоценим;
Без глубины не постичь высоты;
Тяжкий труд отдыху незаменим;
Фон безобразного – для красоты;

Встречи блаженство не испытать,
Если разлук не испытывал боль…
Все относительно…В этом, как знать, –
Вся прелесть жизни и вся ее соль…
Р. Юрьева

Относительность
А утро проступало незаметно,
Роль солнца исполняли фонари.
И в этом сумраке, на радость бедном,
Алмазной крошкой снег искрил, парил.

Пробилось солнце сквозь седые тучи,
Окутав землю пламенем лучей,
Снег стал невыразителен и скучен…
Сравниться ль мощью море и ручей?...

Не всё, что не блестит, с золою схоже,
А звезды в темноте еще ясней.
Условия создай и серость сможет
Сверкать алмазной россыпью огней.
Р. Юрьева

Теория относительности
Я открыл Теорию Относительности
В окружающей нас повседневной действительности.
Суть ее заключается в том приблизительно,
Что на свете сравнительно все ОТНОСИТЕЛЬНО.

Ляжем, к примеру, на кочку болота.
Прищурим глаза –
перед нами фото:
В развесистой кроне мы видим кого-то
На вид относительно серого цвета.
Первый вопрос: КТО БЫ ЭТО?

ОТВЕТЫ:
Если имеем в виду под кроной
Мы баобаб –
То вывод резонный,
Что КТО-ТО, по всей вероятности, – СЛОН.
По крайней мере, не меньше, чем он.
И от кочки находится,
Нет в том сомненья,
На относительном он удалении.

Если же крона куста не выше,
Экземпляр перед нами какой-нибудь МЫШИ.
И находится он относительно ближе…

Ну, а если крона – кочка травы,
Всего лишь КОМАР перед нами, увы.
Причем относительно слаб и устал,
Иначе б нас с вами он больно кусал.
Вопрос номер два возникает тогда:
– КАК ВСЕ ОНИ ЗАБРАЛИСЬ ТУДА?

С комаром относительно ясно: ослаб.
А вот мышь на кусте?
Слон?
Баобаб?
Отложим-ка лучше этот вопрос.
Все итак относительно…
ДА, МИР НЕ ПРОСТ!
И. Шевчук

Два снежка
Погода снежная была,
Отличная погода.
Швырнул снежком из-за угла
Я прямо в пешехода!

Он рассердился, поднял крик,
Что снег попал за воротник,
Что так нельзя, что стыдно так,
Что к людям я нечуток.

Подумайте, какой чудак:
Не понимает шуток!
Погода снежная была,
И мне гулять охота,
Но вдруг снежком из-за угла
В меня швыряет кто-то.

Снег тает под воротником –
Я простужусь, пожалуй!
Швырнул мне в спину снежный ком
Какой-то глупый малый!

Он просто трус и озорник
И человек нечуткий!
Бросать снежки за воротник –
Какие ж это шутки!
А. Барто

Всё относительно
О вкусах не спорят: есть тысяча мнений
Я этот закон на себе испытал,
Ведь даже Эйнштейн, физический гений,
Весьма относительно все понимал.

Оделся по моде, как требует век.
Вы скажете сами:
«Да это же просто другой человек!»
А я – тот же самый.

Вот уж действительно
Всё относительно,
Всё-всё, всё.

Набедренный пояс из шкуры пантеры,
О да, неприлично, согласен, ей-ей,
Но так одевались все до нашей эры,
А до нашей эры им было видней.

Оделся по моде как в каменный век,
Вы скажете сами:
«Да это же просто другой человек!»
А я – тот же самый.

Вот уж действительно
Всё относительно,
Всё-всё, всё.

Оденусь как рыцарь и после турнира
Знакомые вряд ли узнают меня,
И крикну, как Ричард я в драме Шекспира:
«Коня мне! Полцарства даю за коня!»

Но вот усмехнётся и скажет сквозь смех
Ценитель упрямый:
«Да это же просто другой человек!»
А я – тот же самый.

Вот уж действительно
Всё относительно,
Всё-всё, всё.

Вот трость, канотье – я из нэпа, похоже?
Не надо оваций – к чему лишний шум!
Ах, в этом костюме узнали? Ну что же,
Тогда я одену последний костюм:

Долой канотье, вместо тросточки – стек,
И шепчутся дамы:
«Да это же просто другой человек!»
А я – тот же самый.

Вот уж действительно
Всё относительно,
Всё-всё, всё.
Будьте же бдительны
Всё относительно,
Всё-всё, всё.
В. Высоцкий

В этой серии:
Одиночество
Оптимизм
Осуждение
Отзывчивость
Относительность.
Память
Патриотизм
Пессимизм
Подлость
Подхалимство
Порядочность
Постоянство
Пошлость
Правда
Предательство
Приспособленчество
Прямота
Пустословие
Равнодушие
Разочарование
Ранимость
Раскаяние
Ревность
Решительность
Самодостаточность
Самопожертвование
Самосовершенствование
Свобода
Сердечность
Сила духа
Скромность
Скупость
Смелость
Смысл жизни
Совесть
Созидание
Сострадание
Сочувствие
Справедливость
Спокойствие
Стойкость
Страх
Судьба
Суета
Терпение
Требовательность
Трудолюбие
Трусость
Тщеславие
Удивление
Упорство
Упрямство
Хамство
Хитрость
Хорошие люди
Цель
Цена времени
Цена слова
Человечность; Человеколюбие
Честь
Честность
Чёрствость
Чистосердечие
Чуткость
Щедрость
Эгоизм

Продолжение следует... 
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »