вторник, 24 сентября 2019 г.

Литературный цех челябинских металлургов


24 сентября – день рождения поэта Вячеслава Богданова. Накануне в Литературной гостиной Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина южноуральцы вспоминали Уральского Есенина, читали его стихи и стихи его учеников.

Среди гостей председатель фонда «Будущее Отечества» имени В. Поляничко Леонтий Михайлович Рабчёнок, организатор «Богдановских чтений» в Металлургическом районе, методист Южно-Уральского многопрофильного колледжа Борис Сергеевич Зырянов, председатель Челябинского областного отделения Союза писателей России Олег Николаевич Павлов.
На встречу приехали поэты из Троицка, Снежинска, Миасса, Юрюзани, Копейска, Екатеринбурга, с. Октябрьское и по традиции, вместе с челябинскими коллегами по перу, посвятили Вячеславу Богданову «Венок стихотворений». Прозвучали стихи и рассказы, напечатанные в новом выпуске литературного альманаха «Светунец».






Паренёк с тамбовщины, Вячеслав Богданов приехал в Челябинск в пятидесятые годы прошлого века. Учился в школе ФЗО (школа фабрично-заводского обучения). Жил в Металлургическом районе, работал на металлургическом заводе. Обычная история, каких много. Но тяга к поэтическому творчеству привела Вячеслава Богданова сначала в литературное объединение «Металлург», а потом и на Высшие литературные курсы Литературного института имени М. Горького. Член Союза Писателей Вячеслав Богданов прожил короткую и яркую жизнь. И то, что он остаётся любимым поэтом для новых поколений, доказали очередные, уже третьи (2017, 2018) по счету, литературные чтения памяти Вячеслава Богданова.
В Челябинске Вячеслава Алексеевича любят и помнят. В музее истории Челябинского металлургического завода на стенде хранится уникальный экспонат – удостоверение члена литературной студии «Металлург», с которым Вячеслав приходил в ДК на заседания студии. В стенах студии окреп талант поэтов В. Сорокина, Г. Суздалева, А. Куницына. На занятиях обсуждались произведения М. Колягина, Н. Валяева, В. Тряпши, А. Садыкова, З. Прокопьевой.
И сегодня на литературной странице заводской многотиражки «Челябинский металлург» печатают свои произведения начинающие писатели и поэты, работающие на «Мечеле».
Для челябинцев Вячеслав Богданов не только поэт. 15 лет Вячеслав отработал на металлургическом заводе слесарем-монтажником, ремонтировал коксовые печи. А работал он в бригаде легендарного мастера, Героя социалистического труда, Путалова Степана Матвеевича. Коксохим – это слово не раз звучит в стихотворениях Богданова.

На встрече Александр Фунштейн – поэт, музыкант, участник бардовских фестивалей, который работал инженером в доменном цехе, – так сказал о своем учителе: «Мне повезло! Я знал Вячеслава Богданова. Мы не были друзьями, я его ученик, хотя и почти на год старше. Я занимался в литературном объединении «Металлург». Уже много о Богданове слышал, был знаком с его стихами… Среднего роста, коренастый. В обращении прост… Что-то рассказывая, Вячеслав Алексеевич часто вздыхал. Меня поразили его глаза! В них спрятана глубокая печаль. Как будто это о нем сказал поэт Василий Фёдоров: «Всё несовершенство мира лежит на совести его».

Предлагаем и вам вспомнить поэзию Вячеслава Богданова:

Начало биографии
Поклонясь деревенской избе,
Где нужды пережито немало,
Я ушел из тамбовских степей
Под железное пламя Урала.
Был мне страшен огромный завод,
Где клокочет искристая лава…
Ну, а мастер
Из ФЗО
Говорил:
- Зря пугаешься,
Слава.
Не уралец и я –
Сибиряк,
Сын потомственного хлебороба,
А с заводом сдружился,
да так, что уже не расстанусь до гроба.
О мартенах рассказывал мне,
Как он строил цеха
На болотах…
И пошел я в монтажном ремне,
Наступая на горло высотам…
Размышлял я в плавильном цеху,
Приучаясь к слесарной науке:
Сталь сварить
Никогда не смогу,
Там нужны ведь
Особые руки…
Но однажды,
В июльскую ночь,
Разглядел я
До радостной дрожи:
Сталеварские руки
Точь-в-точь
Как у пахаря,
В трещинках тоже

Монтажники
Нас двенадцать парней - вся бригада,
Славная
Монтажная братва.
И дрожит под нами эстакада,
На леса
Садится
Синева.
Мы идем у цеха на виду,
Как двенадцать месяцев в году!
Раз и два и мачты над пролетом!
Гром стальной качает корпуса.
И, клубясь,
Летит от электродов
Золотая россыпь на леса.
Если день с утра толково начат –
Посидим,
Покурим,
Посудачим.
Глянет мастер на часы,
Поморщась,
Не по сердцу- по работе хмур.
И вздохнет глубоко нормировщик,
Про такой прослышав перекур…
Никакая мера не годится
Наши силы уместить в таблицы!
И опять огнем заплещут выси.
Словно струны,
Тросы зазвенят.
Приходи, товарищ,
Подивись ты
На таких- размашистых ребят.
За работой все мы на виду,
Как двенадцать месяцев в году!

Железо
Я гнул его, 
Рубил зубилом 
Под сводом заводских небес. 
С железом я к высотам лез, 
Когда плечом своим нехилым 
Познал его удельный вес. 
Оно покорно, 
Словно глина. 
Его секреты я постиг. 
Оно певуче, 
Словно стих. 
А чья в нём гибкость? 
Балерины. 
Чья стойкость? 
Рук мастеровых 
В январский день, 
Когда и птицы 
К плавильной жмутся духоте... 
Железом грелся я в труде, 
Хоть примерзали рукавицы 
К обледенелой высоте... 
За то всегда, 
Зимой и летом, 
В час перекура с высоты 
Я видел: 
Шли за мною следом 
Цехов железные скелеты, 
С монтажной выправкой мосты... 
Была и стужа, и жара, 
И вспомнить радостно и лестно, 
Как покорялось мне железо, 
И что меня небесполезно 
Учили делу мастера

Агава

Расцвела агава в южном парке,
Цвет фонтаном заструился ярким.
Тридцать лет живёт всего агава
И цвести лишь раз имеет право.
Только раз –
Цвести высоким цветом,
Увядая навсегда при этом.
Как её возвысила планета –
Умереть от собственного цвета!..



В синем цехе

Только утро разбрезжится синью,
Торопливо уйду со двора.
Я работаю в цехе-Россия,
В синем цехе красы и добра.
Пусть дороги круты,
Словно годы.
Глубине поучусь у сохи.
Мне,
Рабочему парню завода,
Так нужны до зарезу стихи.
Петь так петь!
Чтобы слабый с постели
Встал
И небо подпёр головой,
Чтобы люди от песни добрели,
Заполнялись глаза синевой.
Но пока только вёрсты да вёрсты,
Да горит мой дорожный костёр,
Да летят полуночные звёзды
В голубые ладони озёр.
И дрожит молодая осина,
Что погреться пришла у костра,
Я работаю в цехе-Россия,
В синем цехе красы и добра.

Неповторимость

Я молодость, как буйного коня,
Всё гнал,
Всё гнал по кручам
И долинам.
И не вгляделся на пути недлинном
В ночную мглу,
В простор зелёный дня.
Мы в молодости временем щедры.
Бросал я дни налево и направо.
Безумно жёг высокие костры,
Беспечно падал в луговые травы.
Судить себя за это не берусь.
Всему свой час,
Всему земные сроки…
И счастлив я,
Что под звездой высокой
Она всегда неповторима – Русь!
И день ко дню склоняет время плотно,
И удаляет молодость мою.
Где раньше я промчался мимолётно,
Теперь в большом раздумии стою.
Из мглы ночной продвинулись ко мне
Высокой тайной вековые сосны
В игольчатой сквозящей тишине
Ушедшие кольнули в сердце вёсны.
И увели в простор зелёный дня,
Где даль встаёт дымами и стогами…
Земля качнулась тихо под ногами
И понесла – усталая – меня.
К раздумиям о буйствах тишины,
О тишине кипенья грозового…
А для чего мы в мире рождены
И для чего родятся люди снова?
Им снова жить бездумно до поры
И дни бросать налево и направо…
И разжигать высокие костры,
Беспечно падать в луговые травы…
И к ним придут раздумья – жизни груз,
Всему свой час,
Всему земные сроки…
И скажут вновь,
Что под звездой высокой –
Она всегда неповторима – Русь!

Светунец

Ходят ветры вечерние кротко.
Гнутся травы от росных колец...
Новый месяц обрамился чётко,
– Наполняйся огнём, светунец!
Восходя из росистой низины,
Из простора лугов и полей,
Зачерпни свет серебряно-синий
И обратно на землю пролей!
И замечутся тени в тревоге,
Ослеплённые острым огнём,
И никто не собьётся с дороги
В неподкупном свеченье твоём.

Сентябрь

Веселая,
               сквозная,
                           продувная
Пришла она, осенняя пора.
На стол легла горячим караваем,
Листвою закружилась у двора.
Пришла с нарядной красной рябиной,
Ее ветвей упругих не щадя,
С пугливой суетой воробьиной
И с серостью настырного дождя.
Родной сентябрь!
До радости,
До пенья
Своим лучом прощальным обогрей!
О, добрый месяц моего рожденья,
Меня всегда ты делаешь добрей.
Я никакой обиды не припомню
И никому беды не причиню,
А лишь уйду к березам через пойму
И поклонюсь серебряному дню.
И станет память чище и милее
О поле, о заводе, о руде…
И закипят в душе,
Как муравейник,
Былые дни, прожитые в труде…

***

Жизнь идет.
Она не обмельчала.
Слышу стук восторженных сердец.
Есть всему хорошее начало,
Не всему есть радостный конец.
Я свой путь продумываю снова,
Как весенний улей — голова...
Все ошибки переплавлю в слово
На огне крови и торжества.
Грудь весенним городом наполню
И глаза простором напою.
И высоко подниму,
Как полдень,
Русую головушку свою.
Путь труднее — разум будет чище!
Вражий взгляд — работой отряхай!
 Как с себя апрельскую грязищу
Буйным цветом отряхает май.
Жизнь идет.
Она не обмельчала.
Не спешу примеривать венец.
Есть всему хорошее начало,
Не всему есть радостный конец.
1970 г.
* * *
Коль доведется умирать,
То у меня, — учтите! —
Завод — отец,
Деревня — мать
И черный труд — учитель!
1970 г.
* * *
Желание
Валентину Сорокину
За какими делами захватит
Час последний в дороге меня?
Я б хотел умереть на закате
На руках догоревшего дня.
Я с рожденья не верю в беспечность.
И за это под шум деревень
Впереди будет — тихая вечность,
Позади — голубеющий день...
Вам на память оставлю заботы,
Я не шел от забот стороной.
И покой на земле заработал —
День последний остался за мной!
И за мной — отшумевшие травы
И железных цехов голоса...
А во мне эту вечную славу
Приютили душа и глаза.
Приютили, взрастили, согрели
Всем, чем мы и горды и сильны...
И вплели в полуночные трели
Соловьиной сквозной тишины.
По дорогам нетореным,
Тряским
Из-под рук моих песня и труд
Далеко уходили,
Как сказки,
И как сказки со мной уйдут!..
1974 г.
Раздумье
Н. Рубцову
Эту жизнь я люблю,
Как вначале.
Ты веди меня, сердце,
Веди.
Тридцать лет у меня за плечами,
Сколько будет ещё впереди?
По дорогам ни дальним,
Ни близким
Не терял я впустую
Ни дня.
Видно, как беспокойною искоркой
Наградила Россия меня.
Только трудно одно перенесть мне,
Хоть в родные края не вернусь,
Я запел бы о городе песню,
Да деревню обидеть боюсь.
Ты, деревня, прости,
Дорогая,
Город стал мне хорошим отцом.
Я меж вами стою
И не знаю –
Ну, к кому повернуться лицом?!
Чтобы жить мне, не ведая горя,
Чтобы сердце не рвать пополам,
Я хотел бы уральский мой город
Передвинуть к тамбовским полям.
По крови хлеборобов наследник,
По труду своему – металлург.
Только знаю, что в час свой последний
Мне в деревню захочется, друг…


Произведения В. А. Богданова:

1. Богданов, В. Звон колосьев. Челябинск, 1964;
2. Богданов, В. Голубой костёр. В. Богданов. – Челябинск, 1968;
3. Богданов, В. Гость полей. В. Богданов. – М., 1970;
4. Богданов, В. Перезвон. В. Богданов. – Челябинск, 1972;
5. Богданов, В. Звено. В. Богданов. – М., 1973;
6. Богданов, В. Светунец. В. Богданов. – М., 1974;
7. Богданов, В. Избранная лирика. В. Богданов. – Челябинск, 1975;
8. Богданов, В. Возраст. В. Богданов. – М., 1977.

Читайте также:

Виктор Красуский
Всего просмотров этой публикации:

1 комментарий

  1. Огромное спасибо Библиотеке им.А.С.Пушкина г.Челябинска за организацию этого мероприятия совместно с Челябинским отделением СПР!

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »