вторник, 3 сентября 2019 г.

Азбука нравственности в стихах. Неуспокоенность



«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Л. Толстой

Самое страшное в мире…
Самое страшное в мире –
Это быть успокоенным.
Славлю Котовского разум,
Который за час перед казнью
Тело свое граненое
Японской гимнастикой мучил.

Самое страшное в мире –
Это быть успокоенным.
Славлю мальчишек смелых,
Которые в чужом городе
Пишут поэмы под утро.
Запивая водой ломозубой,
Закусывая синим дымом.

Самое страшное в мире –
Это быть успокоенным.
Славлю солдат революции
Мечтающих над строфою,
Распиливающих деревья,
Падающих на пулемет!
М. Кульчицкий

Колючие
Всегда в порядке, добрые,
Приятные, удобные,
Они со всеми ладят
И жизнь вдоль шерстки гладят.
Их заповедь – смирение,
Их речи – повторение.
Сияние улыбок,
Признание ошибок...

А я люблю неистовых,
Непримиримых, искренних,
Упрямых, невезучих,
Из племени колючих.
Их мучают сомнения
И собственные мнения,
Но сердце их в ответе
За все, что есть на свете.

Не берегут колючие
Свое благополучие,
И сами лезут в схватку,
И режут правду-матку.
А если ошибаются,
Больнее ушибаются,
Чем тот, кто был корыстен
В опроверженье истин.

Не у природы ль учатся
Они своей колючести?
Ведь там, где нежность скрыта,
Есть из шипов защита.
Е. Долматовский

* * *
Мне говорили: нервы береги!
И не мудрили: напряги мозги,
плыть по теченью – и верней, и проще...
Есть правила пути, закон реки.
Зачем наперекор и вопреки,
не прямо, а зигзагом и наощупь?

А я бесспорных не люблю вещей.
Не выношу уверенных речей.
И ничего не ясно там, где ясно.
Любой предмет попробовать на зуб,
испить до дна, познать –
безумный зуд,
неизлечимо жалящая язва!

Должно быть, так художнику велит
все, что молчит, печалится, болит, –
не узнано, не признано, забыто.
И вот, дорожным знакам вопреки,
талантливые ищут дураки
в болоте слез того, чья карта бита...

Пьяняще, как гитары перебор,
зовет перемахнуть через забор
мой каждый день, такой обычный, вроде.
И музыки его упрямый хор
звучит не в лад, кричит наперекор
и вопреки приличьям и погоде.

Мне, может, до конца и не понять:
зачем прямую линию ломать,
внезапно усомнившись в деле правом?
Зачем в конце успешного пути
совсем в другую сторону грести
наперекор соображеньям здравым?

Но знаю: в громыханье жарких ссор
к согласию приводит честный спор,
раздор, а не когда все в меру, впору.
И чья-то доля – жить наперекор,
терпя непониманье и укор,
навстречу ветру, вопреки укору.

Роняет календарь свои листки.
Буравят грунт зеленые ростки.
И, не мирясь с указом и указкой,
иду наперекор и вопреки,
чтоб на холсте веселые мазки
намалевало время новой краской.
Р. Казакова

Всю жизнь – вперед!
Если стихи эти как наждак
Кого-то скребнут, расстроя,
Прошу извинить мне подобный шаг.
Но что же мне делать, когда я враг
Всяческого покоя?!

Да, враг на коленях лежащих рук,
Остывших от чувства взглядов,
Мозгов, что как будто бы сдали вдруг
Навечно на полки складов.

Нет, я не про отпуск, а про покой,
Что словно уход от жизни.
Про отдых заслуженный, но пустой,
Про тот, что, как щепка в воде речной,
Кружится в эгоизме.

Заслуженный отдых, увы, порой
Справляют как новоселье.
А я вот не верю в такой покой,
В «заслуженное» безделье!

Допустим, пилот перестал летать,
Теряет свой дар певица,
Рубанком столяр устает шуршать,
Так что же, «козла» теперь забивать,
Зевать и всю жизнь лечиться?

И если к кому-то пришла беда,
Седины или раненье,
Пассивность не выведет никуда,
А жажда быть нужным, смена труда
Единственное спасенье.

И это не просто вот так слова, –
Пусть бед или лет курганы,
Пусть будут на отдых сто раз права,
Покуда работает голова,
В балласт превращаться рано!

Сходите на шаг, если труден бег,
Все взвесьте и соизмерьте,
Но я лишь в одном убежден навек,
Что делать полезное человек
Должен до самой смерти!

И мне ведь когда-то давным-давно,
В кровавых дымах рассвета,
На вечный на отдых было дано
Нелегкое право это.

Отдых? Зачем он?
Шагай, борись, Да так, чтоб земля качалась!
Движенье – есть жизнь!
И горенье – есть жизнь!
А тихая заводь – жалость!

Я верую в это и тем дышу,
Как жизнью всей в человеке.
А если когда-нибудь руки сложу,
То это уже навеки!
Э. Асадов

Волнуйтесь
После взятых бастилий
Неужели сдаваться?
Вот и мне запретили
Доктора волноваться.

Помаленечку горбясь,
Жить с согбенной спиною,
Лицемерье и подлость
Обходя стороною.

Если силы иссякли,
Ограничиться малым, –
Посещая спектакли
Со счастливым финалом.

Быть не слишком горячим
И не очень весёлым,
Научась неудачи
Запивать валидолом.

Хуже медленной смерти
Прозябанье на свете…
Вы не верьте, не верьте
В предписания эти.

Жизнь, как новую повесть,
Начинайте с абзаца,
Прямо с ходу готовясь
В эту драку ввязаться.

Пробивайтесь сквозь ветер,
Как тропинка крутая,
Горе ваших соседей
Вашим горем считая.

Коль обиженный плачет,
Проявляйте нервозность.
Дайте недругу сдачи
Без поправок на возраст.

Не робея любуйтесь
Распахнувшейся бездной,
И волнуйтесь, волнуйтесь –
Это очень полезно!
М. Матусовский

Участье
Я иногда ловлю себя на том,
Что в трудной ссоре или в трудном споре
Хочу прикрыться фиговым листком
И спрятаться за дверью на запоре.

Хочу отгородить себя стеной
И отсидеться, рта не раскрывая.
Да что же это сделалось со мной?
Да что ж она, душа моя живая?

Молчит. Тушует резкие тона.
Ах, не задеть кого б! Да не обидеть!
А ведь не так давно ещё – она
Боготворить могла. И ненавидеть.

Старею, что ли? Мненьем дорожу?
Страшусь молвы? Мол, злой да неучтивый?
Вдоль истины хожу, как по ножу.
А сам всё стены, стены возвожу,
Всё норовлю в укрытье, нестроптивый.

Чего ж ты не летишь, моё копьё?
Не тешишься открытою игрою?
О жаркое неистовство моё,
Как мне недостаёт тебя порою!

Как я хочу, покою вопреки,
Во всём живом найти своё участье
И никогда не прятать кулаки
В упрямой драке за людское счастье.
С. Островой

Ни ночи нету мне, ни дня
Ни ночи нету мне, ни дня,
Ни отдыха, ни срока:
Моя задолженность меня
Преследует жестоко.

У стольких душ людских в долгу,
Живу, бедой объятый:
А вдруг сквитаться не смогу
За все, что было взято!

За то добро, за то тепло,
Участье и пристрастье,
Что в душу мне от них вошло,
Дало изведать счастье.

Сдается часом: заплачу,
Покрою все до строчки;
А часом: нет, не по плечу,
И вновь прошу отсрочки.

И вновь становятся в черед
Сомненье, сил упадок.
Беда! А выйду на народ:
– Ну как? – Бодрюсь: – Порядок…

И устаю от той игры,
От горького секрета,
Как будто еду до поры
В вагоне без билета.

Как будто я какой злодей,
Под страхом постоянным,
Как будто лучших из друзей
К себе привлек обманом.

От мысли той невмоготу
И тяжелей усталость.
Вот подведут они черту,
И – вдруг – один останусь.

И буду, сам себе ровня
Один, в тоске глубокой.
Ни ночи нету мне, ни дня,
Ни отдыха, ни срока.

За что же мне такой удел,
Вся жизнь – из суток в сутки?..
…А что ж ты, собственно, хотел?
Ты думал: счастье – шутки?
А. Твардовский

Души неуспокоенность...
Душе – неуспокоенность ... Нужна ли?
Покой ей снится, милой, как глоток
воды в пустыне. Миражи – не дали.
Но как же быстр мгновений завиток.

Души неуспокоенность... Тревоги,
как омуты сомнений и обид...
И где к мечте прекрасные дороги?
Ведь замок на песке разбросан и разрыт...

В Душе неуспокоенность... Да это –
путь, направления, куда идти и плыть.
И всё же трудно в жизни  быть поэтом.
Повсюду – тупики и  острые углы...

Моя неуспокоенность... Быть может,
штрихи рисунка – вовсе не обман?
И Храм Природы всё же мне поможет.
Я выращу цветы в разрушенных домах...

Души неуспокоенность... С другою
душой ей надо сблизиться навек.
Она сравнима с радугой-дугою –
с мостком любви, где в центре – человек.
В. Коваленко

* * *
Неуспокоенность души,
круши во мне меня, круши!
В любой тиши, в любой глуши
Мне спать не дай, меня души!

Меня терзай и тормоши,
Неуспокоенность души!
Неуспокоенность души,
Всё обо мне мне доскажи.

Придумай снова виражи,
Меня в час грусти рассмеши
И огради от липкой лжи,
Неуспокоенность души!

Неуспокоенность души,
Суд строгий надо мной верши!
Грешу, скажи мне: «Не греши!»
Что не скажу себе – скажи,
Судьбу, как скульптор, доверши,
Неуспокоенность души!
И. Тетерчева

* * *
Отторженность моей души – вина
Моей души – мои просчеты множит.
Не радуйся чужой беде – она
Назавтра быть твоей бедою может.

Корысть – тупа, а скаредность – бедна.
Обман и злость не прибавляют чести.
Земля – едина. Жизнь у всех – одна.
И праздник жизни всем дарован вместе.
М. Дудин

В этой серии:
Одиночество
Оптимизм
Осуждение
Отзывчивость
Относительность.
Память
Патриотизм
Пессимизм
Подлость
Подхалимство
Порядочность
Постоянство
Пошлость
Правда
Предательство
Приспособленчество
Прямота
Пустословие
Равнодушие
Разочарование
Ранимость
Раскаяние
Ревность
Решительность
Самодостаточность
Самопожертвование
Самосовершенствование
Свобода
Сердечность
Сила духа
Скромность
Скупость
Смелость
Смысл жизни
Совесть
Созидание
Сострадание
Сочувствие
Справедливость
Спокойствие
Стойкость
Страх
Судьба
Суета
Терпение
Требовательность
Трудолюбие
Трусость
Тщеславие
Удивление
Упорство
Упрямство
Хамство
Хитрость
Хорошие люди
Цель
Цена времени
Цена слова
Человечность; Человеколюбие
Честь
Честность
Чёрствость
Чистосердечие
Чуткость
Щедрость
Эгоизм

Продолжение следует... 
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »