понедельник, 18 марта 2019 г.

Азбука нравственности в стихах. Истина



Истина — это соответствие человеческих знаний объективной действительности, подразумевающая идеал знания и способ его достижения; соответствие сказанного существующему на самом деле; правильные знания, подтвержденные на практике.

Истина
Вдруг захотелось правды мне,
как кислого – больному.
Так путника в чужой стране
вдруг да потянет к дому.

Казалось бы: на что она?
А мне – хоть мало проку! –
как пить в болотце из «окна»,
раздвинувши осоку.

Как мел, наскобленный в горсти
со стенки! Ведь, бывало,
ее, как извести в кости,
мне часто не хватало.

Что мне она? И что я ей?
Какая в ней пожива?
А правда мне всего милей
одним: она не лжива.

Как мясо пес, рывок – и съем!
Я жду со ртом разъятым,
еще не зная, будет чем:
лекарством или ядом.
Е. Винокуров.
 
Истина
Извёл я десять тонн чернил
И как-то, в пору лютую,
Я Истину удочерил.
Худую. Не обутую.

Я дал ей пить. Я дал ей есть.
Что с нею в жизни станется?
И с кем однажды ей присесть
За стол судьбы достанется?!

Но Истина — плохая дочь.
Весь мир ей глупым кажется.
И вот она уже не прочь
Позлиться, покуражиться.

Встаёт надутой поутру.
На всех глядит таинственно.
— А я хочу играть в игру
Сама с собой. Единственно.

И, больше всех себя любя
(Мол, вот вам, люди, нате-ка!],
Вдруг стала Догмой звать себя,
А ласково — Догматика.

Шли годы. Истина росла.
Гордилась весом. Вкусами.
И всё сражалась, как могла,
С коварными искусами.

Она была сплошной замок.
Сжат рот до побеления.
А я кропил её как мог
Слезами умиления.

А мне не ждать бы, не гадать
Да зря не окаянствовать,
А дать мешок ей, палку дать,
И пусть уходит. Странствовать.

И дай ей бог друзей найти.
Влюбляться. Спорить. Мучиться.
Я знаю: Истина в пути –
Она добру научится.
С. Островой


Истина
              И. Я. Васильеву
Есть истина —
Об этом каждый скажет,
И кто о ней не вспомнит в горький час:
Мы вышли из земли.
Уйдём туда же,
Чтоб стали травы выше после нас.

Чтоб после нас
Земля не оскудела.
Мы слишком много взяли у неё,
Чтоб не отдать ей собственное тело,
Которое
С рожденья
Не твоё.

Ты помни эту истину
И слиться
Спеши с природой, вызрев наконец.
Довольствуйся,
Что ты — её частица,
Её творенья светлого венец.

И вот когда ты осознаешь эту
Тебя с землёй связующую нить,
Ты будешь жить
Предчувствием рассвета,
Желанием добро на ней творить.

Пусть будет чёрный дождь
И чёрный ветер —
Дыши надеждой,
Верою дыши.
И помни, раздавая свет души:
Не гаснет солнце
Оттого, что светит!..

Земле доверься,
Ставшею Отчизной,
Поверь любимой,
Ставшею твоей.
Она тебе
Во имя вечной жизни
Подарит настоящих сыновей.

Неправда то, что всё на свете тленно.
Нетленны наши добрые дела.
Перед безлюдным холодом вселенной —
Поток людского света и тепла!

И если есть на этом свете братство,
То только потому,
Что до конца
Земное
Бескорыстное богатство
Людские не растратили сердца.
И не растратят,
Как бы ни стремились
Людские души ложью обокрасть...

Живи,
Чтоб в мире
Процветала милость,
А в годы бед —
Неистовая страсть.
Чтоб каждому
В последний час
Хотелось
Сказать земле:
— За всё благодарю.
Прими моё бесчувственное тело,
Я жил в борьбе,
Но мир тебе дарю!
В. Фирсов

* * *
Только Истина есть непреложный закон,
Этот мир бытия лишь ему подчинён.
Всё, что есть, – быть должно в бытии и вселенной,
То, что быть не должно, то – мираж или сон!
О. Хайям

* * *
Не от слова идёт к людям Истины суть,
За дары не дано в её тайны взглянуть.
Пока сердце не в ранах, не страждешь полвека,
Не покажут тебе к озарению путь.
О. Хайям

Истина
В лохмотьях истина блуждает,
Переходя из века в век,
И, как заразы, избегает
Ее, чуждаясь, человек.

Ее движенья не приветны,
Суровы грубые черты.
И неприглядны и бесцветны
Лохмотья хмурой нищеты.

Она бредет, а с нею рядом,
Мишурным блеском залита,
Гордяся поступью и взглядом, —
Идет лукавая мечта.

Мечта живет кипучим бредом,
Светла, как радужный туман,
И человек за нею следом
Спешит в ласкающий обман.

Но гордый, он не замечает,
Что перед ним, как гений злой,
В лохмотьях истина блуждает,
И дикой ревностью пылает,
И мстит до двери гробовой!
К. Фофанов

Истина
О счастии с младенчества тоскуя,
Всё счастьем беден я,
Или вовек его не обрету я
В пустыне бытия?

Младые сны от сердца отлетели,
Не узнаю я свет;
Надежд своих лишен я прежней цели,
А новой цели нет.

Безумен ты и все твои желанья –
Мне первый опыт рек;
И лучшие мечты моей созданья
Отвергнул я навек.

Но для чего души разуверенье
Свершилось не вполне?
Зачем же в ней слепое сожаленье
Живет о старине?

Так некогда обдумывал с роптаньем
Я дольний жребий свой,
Вдруг Истину (то не было мечтаньем)
Узрел перед собой.

«Светильник мой укажет путь ко счастью!
Вещала.– Захочу –
И, страстного, отрадному бесстрастью
Тебя я научу.

Пускай со мной ты сердца жар погубишь,
Пускай, узнав людей,
Ты, может быть, испуганный, разлюбишь
И ближних и друзей.

Я бытия все прелести разрушу,
Но ум наставлю твой;
Я оболью суровым хладом душу,
Но дам душе покой».

Я трепетал, словам ее внимая,
И горестно в ответ
Промолвил ей: «О гостья роковая!
Печален твой привет.

Светильник твой – светильник погребальный
Всех радостей земных!
Твой мир, увы! могилы мир печальный
И страшен для живых.

Нет, я не твой! в твоей науке строгой
Я счастья не найду;
Покинь меня, кой-как моей дорогой
Один я побреду.

Прости! иль нет: когда мое светило
Во звездной вышине
Начнет бледнеть и всё, что сердцу мило,
Забыть придется мне,

Явись тогда! раскрой тогда мне очи,
Мой разум просвети,
Чтоб, жизнь презрев, я мог в обитель ночи
Безропотно сойти».
Е. Баратынский

Истина
По рынку враждующих партий
В молчании истина шла;
Ее снеговая одежда
Чиста безупречно была.

Был прост, мишурой не украшен
Ее незатейный убор,
Величием скромным и кротким
Отрадно сиял ее взор.

И кто-то воскликнул несмело:
«Вот истина, вот она здесь!»
Но был равнодушно-небрежен
К ней рынок враждующий весь.

Одни от нее отреклися
За гордую смелость чела,
За то, что лакейству и рабству
Она незнакома была.

Другие ж ее не признали
За то, что уж слишком скромна,
Что вычурных фраз кудреватых
Не сыпала щедро она.

У ней на челе красоваться
Был должен, по мненью иных,
Колпак с погремушками, пестрый,
Такой же точь-в-точь, как у них.

Другие ж ее не признали
За истину ради того,
Что не было сходного с ними
Решительно в ней ничего...

За то, что она не кривлялась,
А также за то, что на ней
Различных почетных медалей
Не видели взоры людей...

Так истина, презрена всеми,
Шла, очи взведя к небесам,
Меж капищ с ее изваяньем
И между хвастливых реклам...
Л. Пальмин

* * *
Есть истина в понятии одном.
Она — весомей многих аксиом.
Необратимость времени — она,
Спокойствия и мудрости полна.

Пускай судьбою горькой обречён
Ты жить во тьме и ночи много лет,
Смотри — ты строчки краткие прочёл,
И на мгновенье ближе стал рассвет.

Всего на миг, на краткий шаг в ночи.
Но не горюй, и он в цепи звено...
О нём подумай, тихо помолчи.
Мгновенью возвратиться не дано.

В любой судьбе — пускай хоть камни с гор,
Пускай хоть ветер лупит по лицу,
Верны мы или не верны себе —
Мы всё равно всегда идём к концу.

Но не к тому, который отнесён
В разряд унылых и печальных дат.
К тому, когда ты скажешь:
— Вот и всё... —
И станут памятью прошедшие года.
В. Крапивин

Истина
Этот город называется Москва.
Эта улица, как ниточка, узка.
Эта комната – бочонок о два дна.
И сюда приходит женщина одна.

Меж ключиц её цепочка мёрзлых бус,
Он губами знает каждую на вкус,
Он срывает их, как капельки с листа,
А она стоит, как девочка, чиста.

Это чёрт её придумал или Бог?
Это бредил ею Пушкин или Блок?
И кому была завещана в века
Эта бронзовая тонкая рука?

Эти тёмные печальные зрачки
Открывали все затворы и замки.
Ей доступны все дворцы и все дома –
Это входит в двери Истина сама.

Изгоняли её с тронов короли.
Увозили в кругосветку корабли.
Оставалась караулить берега
Ложь – любовница, распутница, деньга!

А она ломала руки, как лучи,
И срывала цепи бусинок с ключиц,
И ложились они, весом в шар земной,
На прямых ладонях Истины самой.
Т. Кузовлёва

Истина и правда (стихотворение в прозе)
– Почему вы так дорожите бессмертием души? – спросил я.
– Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
– В обладании Истиной?
– Конечно.
– Позвольте; в состоянье ли вы представить себе, следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?»
– «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь – прямая линия!»
– «Неужели! о, какое блаженство!»– кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да еще находить в этом блаженство?
И. Тургенев

Истина и правда
А ты знаешь, истина и правда –
Это не совсем одно и то же.
Правда вся зависима от факта,
Истина – свободна. И быть может

Не совсем стандартной и привычной:
Там, где надо, может стать слугою,
Где-то, может быть, категоричной
Плетью просвистит над головою.

Посмотри: где правда ныла слёзно,
Насмердила, всё, надежды нету.
Истина решала: нет, не поздно!
Выводила Лазаря ко свету.

Там, где правда трезво заявляла:
«Нам на всех не хватит рыб и хлеба!»,
Истина тот хлеб преумножала,
Раздавая пищу прямо с неба.

Правда нам доказывает: «Беден!»
Истина глаголет: «Ты богатый!»
Правда констатирует нам: «Бледен –
Значит болен!» Вновь у правды факты.

Истина же переубеждает:
«Ты силён, здоров, вставай с постели!»
Истина глаза нам открывает,
Там, где мы идём, как вартимеи.

Вспомни, правда обвиняла смело:
«Поймана в грехе блудодеянья».
Истина ж на женщину смотрела
И производила покаянье.

Если правда требовала строго:
«Смерть за смерть! Ведь это справедливо!
Зуб за зуб! За око вырви око!»
Истина иначе поступила.

Божий сын для нас стал откровеньем.
Он назвал себя водой и светом,
Вечным хлебом грешным во спасенье,
Истиной и жизнью – вникни в это!

Нет, не правдой – истиной назвался.
Истина наполнена любовью.
Правду исполняя, он смирялся,
Души наши выкупая болью.

Истина – она всегда такая:
Милость превозносит над судами.
Истина, она и обличая,
Смотрит в сердце добрыми глазами.

Помню, как она меня простила,
Исцелив моё ожесточенье.
Правда бы давно меня казнила
И была б права в своём решеньи.

И ты знаешь, пусть за мною правда,
От дебатов я тебя избавлю.
Я сотру неоспоримость факта,
Правоту свою себе оставлю.

«Говорите истину друг другу!» –
Помнишь эту заповедь от Павла?
Истину Христа. Так дай же руку.
Истина, она правей, чем правда.
Н. Шевченко

Искал я Истины следы
В потоках суетной тщеты,
Среди пустынь свой путь торя,
Искал я Истины следы,
Но видел ложь вокруг себя.

Я видел гнев на этот мир
И прозябанье в темноте
Чумных, не призванных на пир…
И это было не во сне.

Я видел фальшь и клевету,
Иллюзий сотканный узор,
Но факел мой, пронзая тьму,
В сердцах людей зажёг костёр.

Я проходил в тенетах сна
И ощущал трясины плен,
Но Цель моя меня вела
Туда, где был не властен тлен.

Я проходил по руслам рек,
Что пересохли от «житья»
Людей, бросавшихся в побег
От Бога, жизни и себя.

Я слышал издали вой псов
И наблюдал азартный бой,
А после — двери на засов
И страх наедине с собой.

Я видел ярость забытья
И был объектом нелюбви,
Искали яды влить в меня,
Но я закрыл им все пути.

Как братский рушился союз
И друг стал образом врага,
Как злость рвала канаты уз —
Всё это пережил и я.

Быть может, так я повторил
Экклезиаста внешний путь:
«Суетный мир — скопленье сил,
Что рыщут, как бы всех надуть».

И всё ж я не Экклезиаст,
Мой взор не видит только тьму,
Пороки, жадность, гнев и страсть…
Я оставляю всю тщету,

Я вглубь ушёл своей души
И там обрёл Великий Свет:
Спасенье — пребывать в Тиши,
Быть в Мире, находясь средь бед.

Пытаясь внешне убежать
От мира прочь, я был неправ:
Ты не сбежишь, ты должен знать,
Что среди сотен тысяч правд

И среди сотен тысяч лжей,
Как губка липнущих к тебе,
Во всём обилии путей
Нет места главной той Стезе,

Что свыше нам была дана.
Ты не найдёшь её вовне,
Она всегда внутри тебя,
Хранится в собственной душе.

Бежать от мира неумно,
Ты не найдёшь в нём лучше мест,
И не враждуй с ним — всё равно
Тех, кто с ним борется, он съест.

Будь другом миру, Светом будь,
Стань воплощеньем Высших Сил:
Желаньем жизнь в него вдохнуть
Ты жизнь свою уже купил.
А. Ярга

Истина и Правда
Идут века, но к Богу мы не ближе:
Религий много, истина – одна.
И наши души падают все ниже,
Пока однажды не достигнут дна.
Нам посылает Бог живое слово.
Хоть уши есть, не слышим мы его,
И в суеверье попадаем снова,
Не видя дальше носа своего.

Пришел пророк. Его мы не признали.
Пришел другой. Прогнали и его.
Всегда в мехи дырявые вливали
Мы молодое, новое вино.
Но лжеучитель знает то, что нужно
Тому, кто сам обманываться рад.
Он запоёт, а мы подхватим дружно
Про божий рай и сатанинский ад.

Ему мы верим, ибо правда наша
Есть то, что истиной считаем мы,
И истины нам правда наша краше,
Ей подтвержденья наши ждут умы.
Когда бы к нам опять пророк явился,
И нас призвал бы истину познать,
То от него б весь мир отворотился,
Чтобы найти того, кто может лгать.

Ведь ложь должна похожей быть на правду,
И фантастична истина всегда.
Во лжи, увы, находим мы усладу,
И обмануть нас можно без труда.
Приняв мираж за долгожданный берег,
К нему спешат, торопятся суда.
Но если не было бы настоящих денег,
То и фальшивых не было б тогда!
В.Странник

* * *
Ложь подлая и наглое враньё
Кружит над нами, словно вороньё.
И каркает победное: «Моё!» –
Воронья стая.

Но, может быть, гонима и чужда,
Кому-то правда горькая нужна?
Кому-то истина ещё важна?
Кто правду знает?

Кто за неё, забыв покой и дом,
Колотит в стену лжи упрямым лбом?
Кто в одиночку рвётся напролом?
И погибает.

Сокрыта истина – икона мудрецов –
В могилах наших предков и отцов.
Бредёт толпа людская меж крестов,
Увы, слепая.
Е. Ткалич

У каждого своя земная правда...
У каждого своя земная правда.
Их много, разномастных гордых правд,
Впитавших вкус сомнительных отрав,
Одетых в бред надуманных оправ.
В них ненависть, обида, боль, бравада.

Есть правда, не прикрашенная ложью,
Где правит не закон, а благодать.
Её и не купить, и не продать.
Но за неё не жаль и жизнь отдать.
То – Истина, святая Правда Божья.
Т. Гостюхина

Поиск истины
А истина, друг, – многолика,
Есть суть всех возможных дорог.
Живёт и в простом, и в великом.
Началом у истины – Бог.

Глазами её не увидеть,
Рукой не потрогать её,
В готовом, оформленном виде,
Не встретишь её «бытиё».

Моментами, вдруг, замаячит
И вновь ускользает от нас…
Искателя часто дурачит,
С наукой – играет подчас.

Не всякой науке, однако,
Известна по сути она:
К формальным и призрачным знакам
Бывает она холодна.

Я знаю такие «науки»,
Я видел такие «труды»,
Где истины нет даже звука,
Где «рвутся» ее следы.

Не надо в заморские страны
За истиной мчать... И вообще:
Учись раскрывать все обманы,
Дерзай находить суть вещей.

Ведь все, что тебя окружает
Имеет свой смысл у богов,
Раскрытье его – ограждает
От сотни неверных шагов.

И в поиске будь ты все время:
Авансом ее не дадут:
Порой этот поиск – как бремя,
Бывает – как сладостный труд.

И ты от познанья не кисни.
Напротив – лови кураж!
«Мгновения истины» в жизни –
Есть твой ключевой багаж!
В. Верхонин

Увидеть сердцем главное в простом
За каждой истиной стоит вопрос,
Всё, что открыто – вовсе не прозрачно,
И жизненного опыта обоз
Не гарантирует успеха однозначно.

И за мечтой взмывают мысли ввысь,
Но разбиваются о силу обстоятельств,
Как ни свободна и красива жизнь,
Она в плену своих же обязательств.

Бриллианты превращаются в гроши,
Меняет случай всё в одно мгновенье,
Нет чёрно-белых красок у души,
Всегда в ней вместе вера и сомненья.

Не гибель вовсе прерванный полёт,
И не препятствие всё то, что сложно,
Того, кто верит, ищет и идёт,
Не остановит слово «невозможно».

Сухих не принимая аксиом,
Все догмы на пути своём сметая,
Увидеть сердцем главное в простом,
Величье жизни в малом постигая.

Во мраке лабиринта видеть свет,
Любовь принять душою, как причастье,
И каждый новый утренний рассвет
Впустить в себя, как маленькое счастье!
С. Пугач

Об истине
Истину познать непросто,
Ни причем и чувства здесь.
Истина, как в море остров,
Истина одна, как честь.

Может кто-то и не знает –
Истина она одна.
В сутки раз лишь рассветает,
А в ночи одна Луна.

Истину найти так сложно,
А путей не перечесть.
Тысячи дорог есть ложных,
К истине одна же есть!
К. Русских

* * *
Истина везде, во всём,
Каждый в ней живёт,
Когда нищим подаём,
Когда жадность жмёт,

Когда тонущего спас,
Слабого толкнул,
Честно выполнил наказ
Или обманул...

Истина всегда сейчас,
Откровенья миг,
Истина всегда есть в нас,
Кто её постиг, –

Понял жизни главный смысл:
Важно воплотить
Из души благую мысль –
Человеком быть!
А. Ржевский

Правда и истина
Порою слышать правду людям страшно,
Бояться, вдруг окажется права,
Проникнет в душу, прочитает мысли наши,
Раскроет помыслы, расскажет о делах.

Она как солнце, что ладонью не прикроешь,
Конечно, если есть чего скрывать.
Кто ладит с совестью, и спит спокойно
И вряд ли споры станет затевать.

Не зная истину, вступаем в пересуды,
Ведь каждый свои доводы найдёт.
Один считает, что он прав везде и всюду
И грань дозволенного вскоре перейдёт.

Придёт второй, поведает другую
И вроде прав он, как ты не крути.
И так умело всё распишет, разрисует,
Что в правоте своей любого убедит.

А третий тоже, всё как надо повернёт,
Удобною к себе, конечно гранью,
И ложку дёгтя вам для мёда припасёт,
Вооружившись, защитит себя заранее.

Но лишь другому яму рыть не надо,
Всегда найдётся кто-то похитрей,
И он про вас такую скажет «правду»,
Как будто «кожу снимет до костей»!

За правду не сочтёт никто чужую,
Скорее ложью, клеветой спешит назвать,
Забыв про истину, что всё же существует,
И что не всякому дано её познать.

А тот, кто все-таки найдёт когда-нибудь,
Постигнет в миг, за что всегда сражался,
Окинув взглядом своей жизни путь,
Поймёт, что всю дорогу заблуждался.

Кому-то лучше истины не знать,
Иному просто будет не к лицу,
И отыскав захочет снова закопать,
Лишь, кто» созрел», познает эту суть.

Тогда тому и будет как награда,
Кто смело сможет ей в глаза смотреть,
Но только вот искать её не надо,
Коль не способен истину узреть!

Из века в век воюют все за правду,
А в ожидании рядом истина томится,
Всегда одна и спорить ей не надо,
Лишь молча ждёт, когда она родится!
Е. Яковлева

Песня

Да только истина одна
Музыка: Е. Крылатов

Сыграть мы пьесу были рады,
И все старались искренне
И всё, что видели вы, – правда,
И всё, что слышали вы, – правда,
Правда, да не истина!

Есть правда гордая,
Есть правда скромная,
Такая разная всегда она.
Бывает сладкая,
Бывает горькая,
И только истина всегда одна!

Есть правда светлая,
Есть правда тёмная,
Есть на мгновенье
И на времена
Бывает добрая,
Бывает твёрдая,
И только истина всегда одна!

Порой восстанет брат на брата,
Безжалостно, неистово
И всё, что первый крикнет, – правда,
И что второй ответит, – правда.
Правда, да не истина!

Есть правда гордая,
Есть правда скромная,
Такая разная всегда она
Бывает сладкая,
Бывает горькая,
И только истина всегда одна!

Есть правда светлая,
Есть правда тёмная,
Есть на мгновенье
И на времена
Бывает добрая,
Бывает твёрдая,
И только истина всегда одна!

Сражались мы неоднократно
С неправдой ненавистною,
Но часто нам мешала правда,
Земная маленькая правда,
Правда, да не истина!

Есть правда гордая,
Есть правда скромная,
Такая разная всегда она
Бывает сладкая,
Бывает горькая,
И только истина всегда одна!

Есть правда светлая,
Есть правда тёмная,
Есть на мгновенье
И на времена
Бывает добрая,
Бывает твёрдая,
И только истина всегда одна!
Л. Дербенёв

В этой серии:
Одиночество
Оптимизм
Осуждение
Отзывчивость
Относительность.
Память
Патриотизм
Пессимизм
Подлость
Подхалимство
Порядочность
Постоянство
Пошлость
Правда
Предательство
Приспособленчество
Прямота
Пустословие
Равнодушие
Разочарование
Ранимость
Раскаяние
Ревность
Решительность
Самодостаточность
Самопожертвование
Самосовершенствование
Свобода
Сердечность
Сила духа
Скромность
Скупость
Смелость
Смысл жизни
Совесть
Созидание
Сострадание
Сочувствие
Справедливость
Спокойствие
Стойкость
Страх
Судьба
Суета
Терпение
Требовательность
Трудолюбие
Трусость
Тщеславие
Удивление
Упорство
Упрямство
Хамство
Хитрость
Хорошие люди
Цель
Цена времени
Цена слова
Человечность; Человеколюбие
Честь
Честность
Чёрствость
Чистосердечие
Чуткость
Щедрость
Эгоизм

Продолжение следует... 
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »