воскресенье, 23 декабря 2018 г.

Азбука нравственности в стихах. Вина. Враги; Вражда



Вина
Вина – виновность, нравственное состояние человека, обусловленное нарушением им морального долга. Осознание вины выражается в чувстве стыда, муках совести, раскаянии.

* * *
За все несправедливости чужие
Несу вину сквозь память и года.
За то, что на одной планете живы
Любовь и боль, надежда и беда.

Я виноват, что не промолвил слова,
Которое могло всё изменить:
Вернуть любовь –
Кто в ней разочарован,
Вернуть надежду –
Если нечем жить.

Будь проклято несовершенство мира –
Наш эгоизм и слабый мой язык.
Прошу прощенья у больных и сирых
За то, что я
К вине своей привык.
А. Дементьев

* * *
Как нелегко сказать порою
Обыкновенные слова:
"Я виноват перед тобою.
Я виноват. А ты права."

Когда случается такое,
Непросто рвать обиды нить,
Чтобы достоинство мужское
Пред женской гордостью склонить.
М. Пляцковский

* * *
Впервые провинившись пред тобою, –
«Прости меня», – я прошептал с мольбою.
Когда второй я провинился раз,
Пришел к тебе, не поднимая глаз.

Ты посмотрела на меня с упреком,
Напоминая, словно ненароком,
Что есть у милосердия предел.
И в третий раз я провинился вскоре
И сам признался в собственном позоре
И ни на что надеяться не смел.

Я видел взгляд, наполненный тоскою
Над пересудом ветреной молвы.
И вдруг великодушною рукою
Коснулась ты повинной головы.
Р. Гамзатов

* * *
Следы ранений на камнях видны,
А в душах человеческих — сокрыты.
Своей не замечаем мы вины,
А в грех чужой стреляем, как джигиты.

Скалы холодной раненую грудь
Бинтуют предрассветные туманы.
Когда б ты смог мне в душу заглянуть,
Еще одной не наносил бы раны.
К. Кулиев

* * *
Я тебе такую боль нанес,
Будто бы клинком удар нежданный.
Так обидел я тебя до слез,
Что и сам страдаю, как от раны.

Что же, я лишусь любви твоей
Оттого, что крикнул слово злое?
Мне-то, может, тяжелее вдвое:
Мне от собственной вины больней…
К. Кулиев

* * *
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том. Но всё же, всё же, всё же...
А. Твардовский

Сонет 117
Скажи, что я уплатой пренебрег
За все добро, каким тебе обязан,
Что я забыл заветный твой порог,
С которым всеми узами я связан,
Что я не знал цены твоим часам,
Безжалостно чужим их отдавая,
Что позволял безвестным парусам
Себя нести от милого мне края.
Все преступленья вольности моей
Ты положи с моей любовью рядом,
Представь на строгий суд твоих очей,
Но не казни меня смертельным взглядом.

Я виноват. Но вся моя вина
Покажет, как любовь твоя верна.
У. Шекспир (Перевод С.Маршака)

Чувство вины
Как много слов слетает с наших губ,
Как много совершается деяний,
Несдержанных когда-то обещаний
И сожалений, что был с кем-то груб.

Обид следы затёрты, не видны,
И лишь на дне души порою шорох,
Там, словно серый, маленький мышонок,
Скребётся чувство горькое вины.

То мордочку покажет, то опять
Забьётся в угол и сидит неслышно,
Но это только краткое затишье,
Чтоб снова о себе напоминать.

То чувство ни продать, ни подарить,
И всё же от ненужного соседства
Есть верное, испытанное средство –
Вину на волю нужно отпустить.

Пусть вдаль летят, торопятся года,
Но, чтобы с сердца снять тугие путы,
Глаза в глаза иль мысленно кому-то
Сказать «прости» не поздно никогда.
М. Яныкина


Враги; Вражда

Вражда – неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения.

Личный враг
Не наживай дурных приятелей –
Уж лучше заведи врага:
Он постоянней и внимательней,
Его направленность строга.

Он учит зоркости и ясности,–
И вот ты обретаешь дар
В час непредвиденной опасности
Платить ударом за удар.

Но в мире и такое видано:
Добром становится беда,
Порою к дружбе неожиданно
Приводит честная вражда.

Не бойся жизни, но внимательно
Свою дорогу огляди.
Не наживай дурных приятелей –
Врага уж лучше заведи.
В. Шефнер

Ода врагам
Я возвращаюсь
К юности минувшей
И говорю:
За всё спасибо Вам –
Той женщине,
Внезапно обманувшей,
Верней, в которой обманулся сам.
Мой враг,
Спасибо говорю тебе я
За факт существованья твоего.
Я был без вас
Беспечней и добрее,
Счастливей был призванья своего.
Вы посылали вызов на дуэли,
Вы заставляли браться за перо.
Вы мне добра, конечно, не хотели,
И всё же мне вы принесли добро.
Не раз я был за доброту наказан
Предательскою завистью людской.
И всё-таки не вам ли я обязан
Своею, может, лучшею строкой.
Н. Доризо

Ода врагам
Когда дневной утихнет гам, –
Присяду я к столу,
Чтоб первый раз своим врагам
Произнести хвалу!

Я славлю, славлю подлеца –
Лицо из мира тьмы,
За то, что, словно полюса,
Несовместимы мы!

Я циника благодарю,
Что пошлой быть не смею,
Что плачу, глядя на зарю,
Что от любви немею.

О как был нерасчётлив тот,
Кто затевал вражду!
Ведь я, как вечный антипод,
За счёт его расту!

И пусть мне в жизни краток срок
И всякое грозит:
И вероломство, словно рог,
Меня не раз пронзит,

И доверительнейший льстец
Совьёт мне сотни пут,
И вновь меня обманет лжец,
И обворует плут!

Как эта миссия стара
И дело их старо!
Но, не желая мне добра,
Они творят добро.

Недаром я давно дивлюсь
Той подоплёке всей.
И всё надёжней становлюсь
В глазах своих друзей!
Л. Щипахина

Стихи о врагах
Никто из нас не застрахован
От зависти и от беды,
От оскорбительного слова,
От злобы – матери вражды.

Злорадствует твой враг недальний,
И я предположить могу:
Чем день твой горше и печальней,
Тем слаще твоему врагу.

Ему неважно, кто ты, что ты,
Ты для него – всего лишь враг,
Нет у него иной заботы,
Как ждать, чтоб ты попал впросак.

Он весел от твоей печали,
Твоей беде он рад весьма,
Хотя она ему едва ли
Прибавит силы и ума.

Стерпи все козни, все укоры,
Врагов своих удачей зли,
Но так живи, чтоб наши горы
Тебя стыдиться б не могли.

Иди прямой своей дорогой.
Вражда ничтожеств не беда.
В конце концов, страшней намного
Их дружба, нежели вражда.

Пускай они тебя ославят,
Их ненависть почти за честь.
Пускай они враждой заставят
Тебя быть лучше, чем ты есть.

Врагов не следует стыдиться
И опускать в бессилье рук.
Всегда чем голосистей птица,
Тем больше хищников вокруг.
К. Кулиев

Старый бес
Это исстари так. От века
(Тут ты правде своей не лги!):
У хорошего человека
Тоже есть на земле враги.

Вот, казалось бы уж, откуда?
Не ловчил. Не позорил честь.
И не делал другому худа.
И старался вперёд не лезть.

Ненавидел притворство люто.
Не копался в чужой судьбе.
Но от этого вдруг кому-то
Становилось не по себе.

Почему? По какой примете?
Чем ты им не потрафил? А?
Просто тем, что ты жил на свете.
Просто тем, что не делал зла.

Просто тем, что работал много.
Просто тем, что ты шёл вперёд.
Но не там, где в пути полого,
А где удаль размах берёт.

Вот и всё. Это так от века.
Тут ты правде своей не лги.
У хорошего человека
Тоже есть на земле враги.

В норах прячутся. Их не видно.
Сохнет зависть, как старый бес.
… Мелколесью всегда обидно,
Если рядом густится лес.
С. Островой

* * *
Не множу я число друзей,
поменьше стало их с годами.
Пусть мало, тем они верней,
есть связь незримая меж нами.
Зато растёт число врагов,
их умножать — владею даром.
Я будоражу вражью кровь
и, стало быть, живу недаром.
Э. Рязанов

* * *
Скажи мне, «кто твой друг, и я скажу - кто ты!» –
знакома поговорка эта с детства.
Полно в ней чистоты и простоты –
иных веков наивное наследство.

Скажи мне, кто твой враг, и я - кто ты? - скажу.
Вражда врага надежней дружбы друга.
Бесценной ненавистью вражьей дорожу.
Ведь в этом силы собственной порука.
Э. Рязанов

* * *
Если вдуматься, то враг
Нам желает только благ.
Но за эти-то благá
И не любим мы врага.
В. Берестов

* * *
Писание учит: «Прощайте врагов!»
Но разве так светлые дни настанут?
Ведь если прощать нам своих врагов,
Всех хамов, мерзавцев и подлецов,
Неужто тогда они лучше станут?!
Э. Асадов

* * *
Враги всегда активнее друзей.
Не потому ль нам кажется извечно,
Что подлых и завистливых людей
Намного больше на планете сей,
Чем прямодушных, честных и сердечных.
Э. Асадов

Мечта о недруге
Не могу расстаться с вами я без боя...
                     ("Песнь о моем Сиде")
Искать себе врагов прямых, как солнце юга,
Открытых, царственных - не велика заслуга:
Как можно требовать, дружище, от врага,
Чего не требуют обычно и от друга?

Напрасно, старина, в мечтании прелестном
Ты мыслишь о враге прямом, открытом, честном.
Крепись! Бери его таким, каков он есть:
Злым, хищным, маленьким, тупым...Неинтересным...

И враг же у тебя! Отвага в честном взгляде,
Лежачего не бьет, не нападает сзади...
Послушай! Вот тебе пяток моих друзей,
Но этого врага - отдай мне, бога ради!

Я недругу за ложь коварством не плачу,
Но нежность к недругу мне вряд ли по плечу.
Стараюсь поступать, как долг повелевает.
Позволь хоть чувствовать мне так, как я хочу!

С ним ладишь, кажется, а он грозит борьбой.
Но другом скажется, когда объявишь бой.
Ни дружбы, ни вражды, скотина, не выносит!
Нет, не таких врагов искали мы с тобой.

У деда моего был, сказывают, враг:
В раздоре - золото, сокровище для драк:
Не сразу нападет, а крикнет: «Защищайся!»
Никто, никто уже теперь не крикнет так!..
Н. Матвеева

Сатана
Ей было двенадцать, тринадцать - ему.
Им бы дружить всегда.
Но люди понять не могли: почему
Такая у них вражда?!

Он звал ее Бомбою и весной
Обстреливал снегом талым.
Она в ответ его Сатаной,
Скелетом и Зубоскалом.

Когда он стекло мячом разбивал,
Она его уличала.
А он ей на косы жуков сажал,
Совал ей лягушек и хохотал,
Когда она верещала.

Ей было пятнадцать, шестнадцать - ему,
Но он не менялся никак.
И все уже знали давно, почему
Он ей не сосед, а враг.

Он Бомбой ее по-прежнему звал,
Вгонял насмешками в дрожь.
И только снегом уже не швырял
И диких не корчил рож.

Выйдет порой из подъезда она,
Привычно глянет на крышу,
Где свист, где турманов кружит волна,
И даже сморщится:- У, Сатана!
Как я тебя ненавижу!

А если праздник приходит в дом,
Она нет-нет и шепнет за столом:
- Ах, как это славно, право, что он
К нам в гости не приглашен!

И мама, ставя на стол пироги,
Скажет дочке своей:
- Конечно! Ведь мы приглашаем друзей,
Зачем нам твои враги?!

Ей девятнадцать. Двадцать - ему.
Они студенты уже.
Но тот же холод на их этаже,
Недругам мир ни к чему.

Теперь он Бомбой ее не звал,
Не корчил, как в детстве, рожи,
А тетей Химией величал,
И тетей Колбою тоже.

Она же, гневом своим полна,
Привычкам не изменяла:
И так же сердилась:- У, Сатана! -
И так же его презирала.

Был вечер, и пахло в садах весной.
Дрожала звезда, мигая...
Шел паренек с девчонкой одной,
Домой ее провожая.

Он не был с ней даже знаком почти,
Просто шумел карнавал,
Просто было им по пути,
Девчонка боялась домой идти,
И он ее провожал.

Потом, когда в полночь взошла луна,
Свистя, возвращался назад.
И вдруг возле дома:- Стой, Сатана!
Стой, тебе говорят!

Все ясно, все ясно! Так вот ты какой?
Значит, встречаешься с ней?!
С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной!
Не смей! Ты слышишь? Не смей!

Даже не спрашивай почему! -
Сердито шагнула ближе
И вдруг, заплакав, прижалась к нему:
- Мой! Не отдам, не отдам никому!
Как я тебя ненавижу!
Э. Асадов

* * *
Тебя я знаю вдоль и поперёк.
Ты мог
Моим бы стать, пожалуй, близнецом.
В мой дом
Войдёшь и тоже знаешь что да как,
Мой враг.
Тебя я знаю вдоль и поперёк.
Исток
Вражды потерян в изначальной тьме.
Ты мне
Роднее брата, ближе, чем свояк, -
Мой враг.
Тебя я знаю вдоль и поперёк.
Жесток
От прадедов завещанный закон.
Но он
C тобою навсегда нас вместе спряг,
Мой враг.
Тебя я знаю вдоль и поперёк.
Итог -
С такой враждой не надо и любви...
Живи
Сто лет. Удач тебе и благ,
Мой враг.
М. Семенова

* * *
На могилах стихают столетий шаги.
Здесь давно примирились былые враги,
Их минует горячечных дней череда:
За порогом земным остается вражда.

И ничтожная ревность о том, кто сильней,
Растворилась в дыму погребальных огней.
Об утраченных царствах никто не скорбит -
Там, где вечность, не место для мелких обид.

…а наследников мчит по земле суета,
И клянутся, болезные, с пеной у рта,
На могилах клянутся в безумном бреду
До последнего вздоха продолжить вражду:

Неприятелей давних мечу и огню
Безо всякой пощады предать на корню
И в сраженьях вернуть золотые венцы…
Ибо так сыновьям завещали отцы.
М. Семенова

* * *
Я всякое видел и думал, что знаю, как жить.
Но мне объяснили: не тем я молился Богам.
Я должен был жизнь на добро и любовь положить,
А я предпочел разменять на отмщенье врагам.

Воздастся врагам, мне сказали. Не ты, так другой
Над ними свершит приговор справедливой судьбы.
А ты бы кому-то помог распроститься с тоской,
Надежду узреть и о горе навеки забыть.

Ты грешен, сказали, ты книг золотых не читал.
Ты только сражаться науку одну превзошел.
Когда воцарится на этой земле Доброта,
Такие, как ты, не воссядут за праздничный стол.

Чем Зло сокрушать, мне сказали, ты лучше беречь
Свободы и правды крупицы в душе научись…
Но те, на кого поднимал я свой мстительный меч,
Уже не загубят ничью беззащитную жизнь.

Я буду смотреть издалека на пир мудрецов.
Пир праведных душ, не замаранных черной виной.
И тем буду счастлив, поскольку, в конце-то концов,
Туда соберутся однажды спасенные мной.
М. Семенова

* * *
Заведи себе врага.
Чтобы жить на всю железку,
Весело, рисково, резко,
В солнце, в дождик и в снега.

Враг да будет не дурак,
Умный, злой и беззаветный.
Каждый твой неверный шаг
Видит он и бьёт за это.

Собран будь. Себя бойцом
Ощущай не понарошку.
Лучше водку пить с врагом,
Чем с глупцом копать картошку.

Заведи, чтоб знать с утра –
Враг не спит. Пора за дело.
День поднялся как гора,
Бед полно на свете белом.

Поднимайся и иди,
Не ссылаясь на усталость.
Враг недаром бьёт отсталых,
И врага ты заведи.

Ну а я не завожу,
Я живу, а не играю.
У меня врагов хватает.
Если надо – одолжу!
С. Орлов

* * *
Врагов всегда хватало людям,
Но для людей всегда важней,
Что те, кого мы больше любим,
Нас ранят чаще и больней.

Мы защищаться не умеем,
Когда они нас бьют под-дых
Не потому, что мы слабее,
А потому, что любим их.

Они нечаянно ударят,
Они убьют наверняка, -
Они улыбкой нас одарят,
И опускается рука.

Никто любимых не осудит,
И мы ночами молча ждём,
Покуда шрамы не остудит
Скупым ноябрьским дождём...

И вздрогнешь вдруг рассветом раннним:
В те дни, когда ты был любим,
Ты сам кого-то грубо ранил,
Не ведая, как больно им.
С. Сурков

Спасибо всем, кто нам мешает
Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намеренно вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!

О, если б только эти люди
Могли понять, какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!

Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?

Ну как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,

Наполненных добром и светом
И повторю я им сто раз:
Спасибо вам за всё за это,
Ну что б мы делали без вас?!
Н. Дроздова.

Вражда
Шесть букв из подлости и зла - вражда.
Когда весь мир не мил.
И только ненависть в груди вскипает, как смола.
Она, как облако свинцовых туч, темна.
И от обид не видно толику добра.

Как нам сердца от лжи бесстыдной уберечь?
Как истину восстановить, не взявши в руки меч?
Как говорить о совести, когда она во власти грубых игр?
Когда на кон положены: карьера, честь, мундир...

Жаль, нет традиции бросать белый платок,
Чтоб битву прекратить и остудить
Кипящий зла исток!
О. Ступенькова

В этой серии:
Одиночество
Оптимизм
Осуждение
Отзывчивость
Относительность.
Память
Патриотизм
Пессимизм
Подлость
Подхалимство
Порядочность
Постоянство
Пошлость
Правда
Предательство
Приспособленчество
Прямота
Пустословие
Равнодушие
Разочарование
Ранимость
Раскаяние
Ревность
Решительность
Самодостаточность
Самопожертвование
Самосовершенствование
Свобода
Сердечность
Сила духа
Скромность
Скупость
Смелость
Смысл жизни
Совесть
Созидание
Сострадание
Сочувствие
Справедливость
Спокойствие
Стойкость
Страх
Судьба
Суета
Терпение
Требовательность
Трудолюбие
Трусость
Тщеславие
Удивление
Упорство
Упрямство
Хамство
Хитрость
Хорошие люди
Цель
Цена времени
Цена слова
Человечность; Человеколюбие
Честь
Честность
Чёрствость
Чистосердечие
Чуткость
Щедрость
Эгоизм

Продолжение следует... 
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »