среда, 12 декабря 2018 г.

Азбука нравственности в стихах. Бескорыстие. Безответственность


Продолжаем «Азбуку нравственности в стихах»


Бескорыстие – добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник.

* * *
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех,
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен,
Всегда, как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке.
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е. Михайличенко

Не замыкайтесь в скорлупе
Не замыкайся в скорлупе,
Как червячок в орехе
Пусть будут на твоей тропе
– И беды, и огрехи!

При виде тучи грозовой
Не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой –
Ведь ты не черепаха!

Пусть на пронзительном ветру
И зябко и тревожно, –
Не лезь в кротовую нору –
В норе ослепнуть можно!

Не раскисай, не унывай,
Когда придётся трудно,
Всё, что имеешь – раздавай,
А не храни подспудно!

Будь бескорыстней, чем солдат
В прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат,
Кто ничего не копит!
О. Высотская

* * *
Это высшее бескорыстие –
Счастье жизни ловить стихом
Или где-нибудь тихо под листьями
Течь холодным лесным ручейком.

Кто пройдет – припадет и напьется,
Кто услышит стихи – оживет,
В том дремучая сила найдется
Бросить плечи сквозь чащу вперед.

Я – поэт. А поодаль сквозь ветви
Бьет о ствол топором лесоруб.
От него разлетаются щепки,
Как слова с моих пламенных губ.

Накукуй мне, кукушка, подольше,
Да побольше, побольше годков,
Чтобы шел я и черпал в ладоши
Голубой разговор родников.

Чтобы весь я светился под листьями
В милом детском семействе берез,
Чтобы людям свое бескорыстие
Через все испытания нес.
В. Боков

Странник
Мальчик, родившись,
принес счастье родителям, а когда
вырос – друзьям.
Вдали ты близок, вблизи далек…
(Из писем подруги и друга)

Если мне в моих скитаньях
Кто-нибудь любовь подарит,
Я ее подальше, в сердце,
Как в тайник глубокий, спрячу,
Чтоб она не затерялась.
Ну, а если от страданий
Разобьется мое сердце,
Все равно любви не выпасть –
С сердцем так она срослась.

В тайнике моем хранится
Каждая людская ласка,
Что моей щеки касалась
И моих волос касалась.
И приветные улыбки
И участье, и тревоги
Были мне в скитаньях тяжких
По житейской, по пустыне,
Как глоток воды студеной.

Я в тайник глубокий прячу
Каждый взор, что мне дарили,
Мне, чужому, не родному.
О! Есть место в тайнике том
Для любви стыдливой, робкой.
Мне ее дарили губы
Женщин с нежною душою.

И всего не перечислить,
Что хранится в моем сердце.
Только ноша мне не в тягость:
С полным сердцем жить светлее.
И чем дольше я скитаюсь,
Тем любви встречаю больше,
Бескорыстной и нежданной.

Незнаком с людьми я теми,
Кто дарит свое участье, –
Их дыханье ощущаю.
Сотни слабых и несчастных
Мне протягивали руку
И в беде опорой были.
И глотком воды последним
Бедняки со мной делились.
А калеки руку жали,
Нищие же отдавали
Золотое свое сердце.

За мои любовь и ласку
Мне сторицей воздавали.
Даже те не обходили,
Что меня чужим считали,
Те, кому помочь не мог я,
Потому что сам, бессильный,
Ждал, когда осилит злобу
Щедрая любовь людская.

Все, что накопил, скитаясь,
Не возьму с собою, люди.
Вам оставлю вместе с сердцем
В час, когда оно умолкнет.
Вы тогда его откройте,
Извлеките все богатства,
Что срослись с ним воедино.
И любовь и сердце – ваши.
Вам они принадлежат.

Сохранил любовь для тех я,
Кто не ведал ласки солнца,
Кто любви совсем не знал.
О! Что скрыто там, за далью,
В тех краях, куда отправлюсь,
За порогом тем великим,
Где не бьется больше сердце?..

Сброшу власть всего земного,
Ради вас туда отправлюсь…
Вашей я живу любовью,
Только ею сердце бьется,
Ею страх одолевая,
Возвращусь домой обратно
Одарять вас новым счастьем.
Я. Райнис

О бескорыстии
Отдай последний медный грош
Душе, взыскующей участья,
И дар невиданного счастья
Ты в Милосердье обретешь!

Весной в ручьях журчит вода,
А в октябре желтеют листья,
И дар бесценный – бескорыстье
Да не иссякнет никогда!..

Смысл бытия, как неба высь –
Его постичь дано немногим.
С голодным нищим и убогим
Ты коркой хлеба поделись.

Весной в ручьях журчит вода,
А в октябре желтеют листья,
И дар бесценный – бескорыстье
Да не иссякнет никогда!..
Н. Воротняк

Бескорыстие
Оно всегда молчит
С улыбкой всепрощенья.
Достоинство хранит.
В нём нет ни капли рвенья.

Не бурною рекой,
А ключевой водою
Не окатит волной,
А напоит собою.

И промолчит в ответ
На шумные признанья.
Не даст тебе совет,
Творя благодеянья.
Е. Гутник

* * *
Ничто не может сердце изменить –
Ни слава, ни почет, ни положение.
Ни за какие деньги не купить
Нам доброты сердечной, без сомнения.

А что для счастья нужно иногда?
Лишь чуточку сердечного внимания.
Казалось бы, такая ерунда –
Обычное людское понимание.

Благословлен будь тот, кто щедр душой!
И кто людей не судит по одежке,
Всегда готов делиться добротой.
И не откажет никогда в поддержке.

Протянет руку в самый трудный час,
Свои проблемы в этот миг забудет.
И, слава Богу, что живут средь нас
Такие замечательные люди!
О. Смирнова

О бескорыстии
Радость благостных деяний –-
В бескорыстии даяний.
Не имеет оправданий
Ожидание наград.
Для чего добро творят?
Чтоб восторг похвал услышать
Или по веленью свыше
Сеять благо просто так?

Жаль того, кто признаётся:
Я отдам –- и мне вернётся.
Просто так сияет Солнце,
Прогоняя страх и мрак.
Бог нас любит просто так.
Всех –- и праведных, и грешных,
И несчастных, и успешных
Одарить любовью рад.

И душа, Его частица,
С той же благостью лучистой
Помогать Ему стремится,
Бескорыстна и проста.
Как дитя, она чиста.
И в Божественном служеньи
Сеет благо вдохновенно
Ради Бога, просто так.
К. Вестова

       Безответственность – нежелание или неспособность человека нести ответственность за свои слова, поступки и деятельность в целом.

Пустословы
Верю в честных и искренних. Чту непосредственных.
Всех, кто светится совестью изнутри.
Но всю жизнь презираю людей безответственных,
Чьи слова – словно мыльные пузыри.


Преспокойно, уверенно обещают
Сделать то-то и то-то, а что потом?
А потом все, что сказано, нарушают,
Словно тут они даже и ни при чем.

Что творится в такой вот душе в тот час?
Ничего абсолютно не происходит.
Человек по земле преспокойно ходит,
Так, как будто и нету в природе вас.

Молвил: «Сделаю завтра же» и не сделал,
Обещал: «Позвоню!» – никаких звонков.
Будто сам «удовольствий» вовек не ведал
От чужих безответственно-лживых слов.

Впрочем, нет, если сам он обманут где-то,
Мир с овчинку покажется болтуну.
Он, как камень, пошлет трепача ко дну
Или в гневе буквально сживет со света.

А смешнее всего, что ведь сам-то он
Будет завтра же сыпать слова пустые.
Ибо он чтит себя словно фон-барон,
А другие – на то они и другие!

И порою мне кажется: если б все
Перестали бездумничать и трепаться,
То давно бы вся жизнь наша, может статься,
Мчалась ввысь, как по солнечному шоссе!

И всегда все отпетые болтуны
И живут, и блаженствуют, без сомненья,
Лишь за счет только нашего всепрощенья:
Обманули и тотчас же прощены!

Так пускай, если мы и взаправду люди,
Наш ответ отольется им, как свинец:
Обманул? Натрепался? И все! Конец!
Больше веры вовеки уже не будет!

И стоять на своем, хоть вопи, хоть плачь.
А поможет? Клянусь, еще как поможет!
Ибо он – безответственный тот трепач –
Без доверья и суток прожить не может!
Э. Асадов

Люди слова
Люблю человека слова:
- Приду! – И явился в срок.
- Я сделаю. – И готово!
Не надо спрашивать снова:
- А сможет? – Сказал и смог!

Мы лезем порой из кожи,
Мы мучим себя подчас,
Стремясь об одном и том же
Кого-то просить сто раз.

Но часто беспечный кто-то
Лишь руки к груди прижмет:
- Прости, не сумел... Заботы...
Все будет! – И вновь солжет.

При этом всего странней
И даже смешней, быть может,
Что сам он терпеть не может
Трещоток и трепачей.

И как только возникает
Вот этот "двойной" народ,
Что запросто обещает
И запросто нарушает
Слова. Будто воду пьет?!

В душе у них – ни черта!
И я повторяю снова,
Что быть человеком слова –
Бесценнейшая черта!

Ведь лучшее, что рождается
От чести до красоты,
Уверен я, начинается
Вот с этой как раз черты!

И тверди земной основа
Не мрамор и не гранит,
А верные люди слова –
На них и земля стоит!
Э. Асадов

Безответственность
Безответственность в деяньях,
Пустословие в речах,
Легковесность в обещаньях,
Скудомыслье в головах…

Как отчаянно и рьяно
Обличаем, кто неправ!
Справедливость, воздаянье
Призываем, славя нрав…

Непреклонные в сужденьях,
Величавые в делах,
Так спешим без принужденья
Заклеймить тех, кто неправ.

Справедливость призываем,
Воздаянием грозим,
Но свои дела – изъяны
Видеть вовсе не хотим.

Безответственность в деяньях,
Пустословие в речах,
Легковесность в обещаньях,
Скудомыслье в головах…
Е. Майстренко

Пустые обещанья...
Мне столько раз давали обещанья…
Вселяли веру, чтоб потом предать…
Неискренние делали признанья,
Хоть за слова не в силах отвечать…

А я смотрела в лица и не знала,
Какая суть пустых и громких фраз…
Ведь я без слов, но делом выручала,
Кого могла и как могла, не раз…

Но никогда того не обещаю,
Что не сумею сделать для людей.
Сочувствую, люблю, переживаю.
С душой всегда намного тяжелей…

Я понимаю, вам бывает сложно
Кому-то руку помощи подать…
Но ведь слова пустые так ничтожны,
Зачем же их без смысла раздавать?

И если не охота напрягаться,
Поступок для кого-то совершить,
Вы научитесь в этом признаваться
И научитесь, словом дорожить…

Ведь подарив пустое обещанье,
Подарок к вам вернётся и с лихвой…
И если «Нет!» сказало подсознанье
Зачем глаза в глаза кривить душой?

Пустые обещанья, словно крошки,
Что не дают потом ночами спать…
Нельзя быть добрым только понарошку,
Нельзя, не отдавая, только брать…

И я совсем не требую отдачи,
Мне просто не хватает честных глаз,
Что радуются искренне и плачут,
Не только за себя, но и за нас…
И. Самарина-Лабиринт

В этой серии:
Одиночество
Оптимизм
Осуждение
Отзывчивость
Относительность.
Память
Патриотизм
Пессимизм
Подлость
Подхалимство
Порядочность
Постоянство
Пошлость
Правда
Предательство
Приспособленчество
Прямота
Пустословие
Равнодушие
Разочарование
Ранимость
Раскаяние
Ревность
Решительность
Самодостаточность
Самопожертвование
Самосовершенствование
Свобода
Сердечность
Сила духа
Скромность
Скупость
Смелость
Смысл жизни
Совесть
Созидание
Сострадание
Сочувствие
Справедливость
Спокойствие
Стойкость
Страх
Судьба
Суета
Терпение
Требовательность
Трудолюбие
Трусость
Тщеславие
Удивление
Упорство
Упрямство
Хамство
Хитрость
Хорошие люди
Цель
Цена времени
Цена слова
Человечность; Человеколюбие
Честь
Честность
Чёрствость
Чистосердечие
Чуткость
Щедрость
Эгоизм

Продолжение следует... 
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »