понедельник, 17 декабря 2018 г.

Азбука нравственности в стихах. Великодушие. Вера. Верность


Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.

Великодушие
Сынок отважился спросить:
– Великодушным трудно быть?
А души маленькие есть?
– Представь, что есть, и их не счесть.

Но малодушный недалёк:
Его душа – лишь кошелёк
Для денег и для мелочей.
Средь них немало сволочей.

Они всю жизнь навар куют –
За деньги душу продают.
Не весит их душа ни грамм,
Хотя и денег много там.

Жить малодушным тяжело –
Чугунной гирей давит зло.

Великодушие – не грех.
Душа большая лишь у тех,
Кто смог в неё вместить детей,
Родных, и близких, и друзей,
И небо, и весенний лес,
И целый океан чудес.

Людей, отзывчивых на зов,
И выси гор, и тишь низов.
В большой душе любовь живёт
И на поступки нас зовёт.
Душа большая так легка,
Как Бога тёплая рука.
О. Алиева

О великодушии
Что-то в нас нарушено
И не даёт покоя.
Я о великодушии,
Что это такое?

Быть добрым, добродушным –
Мы это замечаем.
А быть великодушным,
Что это означает?

Есть люди простодушные.
Они живут и маются.
А вот великодушие,
Оно в чём выражается?

Мы часто слышим фразу –
Великодушье проявите.
А смысл – всё и сразу
Виновному простите.

Великодушье в жизни
Нам, вроде, как награда.
Но слышим с укоризной –
Великодушничать не надо.

И братьев наших малых
Душой не очень жалуем.
Великодушье, стало быть,
Мы заменяем жалостью.

Великодушия так мало.
И то, что есть, теряется.
И среди медперсонала
Редко теперь встречается.

Но что буквально душит нас
Особенно ужасно,
Так это равнодушие,
Оно для всех опасно.

Любовь и бескорыстие –
Вот суть великодушия.
И так пугает истина,
Что проще равнодушие.

Что сотворила лучшее
Природа наша дикая?
Это – великодушие,
То есть душа великая.

Но что-то в нас нарушено.
А что, не знаю честно.
Всё больше равнодушия,
А для великодушия
Всё меньше, меньше места.
С. Трембицкий

Великодушие
«Пап, а что такое великодушие?»
(из к/ф «Дом у большой реки»)

Вопрос ребёнок задал. Как ответить,
Понятно чтобы, как «насущный хлеб»,
Как «солнышко», которое всем светит
И согревает всех, кто стар и слеп?

– Ты знаешь, дочь, душа бывает разной:
У одного она – как кошелёк,
Который мал, кроме деньги бумажной
Другого ничего вместить не смог.

Душа другого – как Земля и Небо,
Огромная и щедрая всегда,
Вмещает всё: цветы, деревья, хлебы,
Людей, живущих рядом, города.

В такой душе живёт великодушие,
Живёт любовь и радость быть с людьми,
В ней не бывает зла и равнодушия,
Счастливыми тогда бываем мы.

Нам легче с ним всегда прощать обиды,
Переносить превратности судьбы,
Творить добро, конечно, не для вида,
Не ссориться вам из-за ерунды.
М. Шариков

Великодушие – удел сильных
Уметь простить не каждому дано...
Великодушие присуще сильным людям...
Желание казаться добрым как вино
Бьёт в голову...ведь,мы ,скорей, осудим...

Уметь простить и всё как есть принять...
Что сложного, казалось бы,есть в этом?..
Но только чтобы искренне...а не играть...
И в ожиданьи не затягивать с ответом...

Ведь тот, кто вам доверился душой,
Рассчитывает впредь на снисхожденье...
Так подарите его сердцу вы покой
И станьте сильным, подарив своё прощенье!..
Л. Петровчева

Я не отвечу тем же... Я сильней!
Когда меня ужалите жестоко,
Я не отвечу тем же… Я сильней!
Но суть пойму из данного урока
И вы уйдёте в память прошлых дней…

Я вас прощу и даже пожалею,
И с лёгкостью из сердца отпущу…
С обидой жить намного тяжелее.
Я лучше близких счастьем угощу…

И лучше злобу в сердце не копите,
Оставьте уголок для теплоты…
Бездомную дворнягу накормите
И отыщите детские мечты,

В которых вы без маски улыбались
И не кололи зависти иглой…
Вы где-то обожглись и вдруг сломались,
Ведь человек не мог родиться злой…

Но знайте, по заслугам воздаётся…
И если за спиной судили вновь,
То бумерангом всё назад вернётся,
А мне вернётся счастье и любовь…
И. Самарина-Лабиринт


Вера
Вера – признание чего-либо истинным, внутренняя уверенность в чём-либо.

Вера
Устремляясь в северные страны,
Обгоняя за звездой звезду,
Через все моря и океаны
Мчится птица к своему гнезду,
Силою направлена врожденной,
Не собьется с верного пути...
«Все – инстинкт...- открыл народ ученый,-
Так инстинкт велит себя вести...»

Знаю, знаю: человек – не птица:
Сердцем он богаче и умом...
Все ж ему положено стремиться
К цели, что любовью мы зовем,
К ней, что радости первопричина,
К ней, одной, единственной, единой...
Если кто любовь свою найдет,-
Значит, счастлив был его полет.

Если ж вдалеке, средь белой стыни,
Не видать живого огонька,-
Сердце гаснет... Так в глухой пустыне
Иссякает, обмелев, река.
Страшно мчаться сквозь пургу и вьюгу
Над просторами большой земли!..
Как не потеряли мы друг друга,
Души друг для друга сберегли?!

Что она такое – эта сила,
Та, что нас обоих сохранила,
Вовремя направила в полет?..
Кто ее измерит полной мерой?
Как ее ученый назовет?
Может, не «инстинктом»?..
Может, «верой»?
Д. Кугультинов

* * *
Кто верит –
Тот пусть обретет,
Недаром в нас вера,
Как кремень,
Как свет,
Рассекающий темень,
Как луч,
Расплавляющий лед.
  Сквозь дали,
Помехи, года
Нам вера – навеки опора,
Как бакен,
Как лампа шахтера,
Как в небе ночная звезда.  
Кто верит –
Тот сам себе бог,
Владеющий доблестным правом   
Предвидеть в стремлении здравом  
И цель, и конечный итог.  
 Неверящим-жить нелегко,
Неровно, и смутно, и зыбко.
От уст отлетает улыбка.
Удача бежит далеко.
Но солнце победы грядёт!
Расступятся горы и реки,
Зажжётся любовь в человеке.
Кто верит, тот пусть обретёт.
Л. Щипахина

Вера
Снится мне ночной причал
На родной реке.
Веры тонкая свеча
У тебя в руке.

Ты пойми, что в этой мгле
Нет ни близких, ни родных,
Что несчастных на земле
Больше всех других…

Разве знали в детстве мы,
Веря в Божий свет,–
От тюрьмы да от сумы
Нет зарока, нет…

Только птицы прокричат,
Только вздрогнет вдалеке
Веры тонкая свеча
У тебя в руке.

Ты поверь в иную жизнь
На иной меже,
Ты поверь и помолись
О моей душе.

Есть непознанная даль,
Ты поверишь, ты поймёшь:
Есть любовь, и есть печаль,
Остальное – ложь.

Всё мне снится по ночам:
В дальнем далеке
Веры тонкая свеча
У тебя в руке.

От небесного луча,
Что на грешный мир пролит,
Веры тонкая свеча
В темноте горит…
Н. Добронравов

Человек цепляется за веру…
Человек цепляется за веру,
Как за ветку падающий вниз,
И когда он делает карьеру,
И когда над бездною повис…

Человек цепляется за веру.
Вечно ищет и искать готов
Темную и теплую пещеру
В каменной пустыне городов.

Он за веру держится, условясь
Жить как люди… Только б не чудить.
Только б несговорчивую совесть
Богу веры перепоручить.

Человек цепляется за веру.
Безразлично, эта или та.
Страшно людям оживить химеру,
Но еще страшнее пустота.

Верующих вечная забава…
Не хватает палок и камней…
От меня направо и налево
Струи человеческих страстей.

И стучит отзывчивая палка.
Иноверец падает, хрипя.
Верующим бить его не жалко.
Потому что бьют не от себя.

Человек цепляется за веру,
Держится пока что до поры,
Потому и можно изуверу
Зажигать высокие костры.

И пока он держится за веру
И готов ей праведно служить.
Тихий дьявол возжигает серу.
Потирает руки: — Можно жить…
Ф. Искандер 

Я верю...
Я верю в красивые души и в искренность глаз…
И в то, что хорошие люди живут среди нас…
И даже когда слишком больно и трудно дышать,
Я верю в добро, эту веру нельзя разрушать…

Меня предавали и часто бросали в беде…
Я это прошла, а предатели… Кто они? Где?
У жизни свой фильтр и отсеет она из судьбы
Всех тех, кто как будто не слышал сердечной мольбы…

Я верю, что каждый несёт с появленьем урок,
Чтоб сделать сильнее, когда в сложный час не помог…
А кто-то приходит, чтоб руку свою нам подать,
Поставить на ноги, и верить, а не осуждать…

Я верю, что там вдалеке безразличия нет,
Что в доброй душе улыбается радуги свет…
У этой души и слова, как бесценный родник…
Они разольются, и жизнь поменяют за миг…

И кто-то промолвит: «Я верю, что есть доброта»
И будет другим помогать от души, просто так…
Весь мусор обид и озлобленных мыслей мешок
С себя отряхнув, и теперь будет всё хорошо!

Я верю, душа не черствеет с годами, отнюдь…
Доверие там, где любовь… Это главная суть…
И если ты веришь, что счастье бывает в судьбе,
Вселенная, веря в тебя, всё подарит тебе…
И. Самарина-Лабиринт

* * *
Сердце изгрызла
Горечь сомнений,
Разум смущён
Бурением мысли.
Я за соломинку
Рад бы схватиться –
Хрустнет в ладонях
Эта соломинка.
Что же мне делать?
Мыслимо ль выплыть?
Мыслимо ль верить?
Мыслимо ль… Верь!
Я.Райнис

* * *
Не почитающие Бога,
В жестокий выросшие век,
Мы понимаем понемногу,
Что верой крепок человек.
С.Дьяков

* * *
Когда без веры мы живём,
Стремленья к Свету не имея,
Душа черствеет с каждым днём,
А ум становится лакеем.
О.Смирнова

* * *
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.
Ф. Тютчев

Песня о вере
Ничего, что день холодный и серый
И что путь далёкий – тоже не важно.
Всё добро моё сейчас – это Вера,
Немудрёный скарб, зато непродажный.

Голубей кормить – не хитра забава,
А спроси их, голубей: «Что вам нужно?
Воспарить и улететь к росным травам
Иль за крошками гонять стайкой дружной?»

Вы не ждите. Не скажу: «Отрекаюсь».
На костре огнём гореть – моё право!
Верь мне, Авель, – я твой брат, да не Каин,
Ни кинжала не держу, ни отравы.

Наконец-то в парусах ветер свежий,
Суматошных перемен добрый вестник.
Вместе с Верою отыщем Надежду,
А Любовь сама найдёт нас по песням.
А. Розенбаум

Верните веру мне
Верните веру мне, я веровать хочу!
В кого-нибудь, во что-нибудь, но верить.
Мне с верой легче будет жизнь свою измерить
И подойти спокойно к палачу.

Отдайте Бога мне, отдайте, что вам в том!
Каким Он будет – совершенно безразлично.
Верните мне Его – возьму в любом обличье,
Кому-то надо помолиться перед сном…

Веровать, веровать, веровать, веровать
Стало всё трудней.
Хлопнули по столу пара апостолов
И выпили до дна.
Веровать, веровать, веровать, веровать
Стало всё нужней…
Мне бы в вериги влезть,
Много религий есть –
А вера-то одна!

Снимите мне с креста распятого Христа –
Я оживлю Его, и Он тогда расскажет
О том, как друг мой у Него просил однажды,
Чтоб я заснул навек у чистого листа.

Веровать, веровать, веровать, веровать
Стало всё трудней.
Хлопнули по столу пара апостолов
И выпили до дна.
Веровать, веровать, веровать, веровать
Стало всё нужней…
Мне бы в вериги влезть,
Много религий есть –
А вера-то одна!

Какая заповедь гласит: «Не обмани!»?
Но, к сожалению, я Библии не знаю.
Верните мне её, немного почитаю,
Совсем чуть-чуть. Пусть это школа извинит.
А. Розенбаум

Истинно верую
Покуда стою на крутом берегу,
Обнявшись с раскидистой вербою,
Смотря на летящий в низине табун,
Я истинно верую.
Покуда дорога встречает меня
Звездою мерцающей первою
На тихом закате суетного дня,
Я истинно верую.

День за днём, как будто в первый раз,
Солнца луч нам дарит жизни свет.
День за днём Господь встречает нас,
И мы с тобой за Всевышним идём след в след.

Когда кто-то шелестом листьев в саду
Поправит мне ноту неверную
И струны с ума от восторга сойдут,
Я истинно верую.
По небу плывут, как по морю ладьи,
Два облака – в сказку, наверное.
Покуда любовь пребывает с людьми,
Я истинно верую.

День за днём, как будто в первый раз,
Солнца луч нам дарит жизни свет.
День за днём Господь встречает нас,
И мы с тобой за Всевышним идём след в след.

Когда-нибудь Он нас к себе приберёт –
Для близких мгновенье прескверное,
Но встретит свобода у светлых ворот –
Я истинно верую.
А. Розенбаум

Надежда, вера и любовь
Еще закаты безмятежны
И так безбрежна неба синь –
Живи, живи, моя Надежда,
Среди березок и осин.

Окраски не приемлю серой –
Огней листвы не погашу.
Моя не гаснущая Вера,
Живи, живи, тебя прошу.

Еще пылают угли жарко
От затухающих костров,
И от судьбы я жду подарка –
Живи, живи, моя Любовь.

А налетят метели-вьюги,
Забелят краски всех цветов, –
Меня согреют три подруги:
Надежда, Вера и Любовь.
А. Горская

Верность
Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.

Верность
Вы, женщины сороковых годов,
Родившиеся при Советской власти,
Средь вас я знаю многих гордых вдов,
Всегда молчащих о своем несчастье.
Не вышли замуж вновь не потому,
Что так легко в душевной жить пустыне:
Вы сохранили верность одному,
Погибшему на Волге иль в Берлине.

Рассказывали детям вы о нем,
Как о живом, веселом и крылатом.
И на своих плечах держали дом –
Он тесен был и латан-перелатан.
Ушли служить красавцы сыновья,
Вы на свиданье отпустили дочек.
Их вырастила добрая семья –
Не горестные руки одиночек.

Я скульпторов, что лепят монумент,
В котором воплощен Победы образ,
Прошу учесть среди ее примет
И эту невоинственную область
Улыбок строгих, книжек и корыт,
Где столько лет спокойно, величаво
Живет солдат, который был убит,
Его любовь, бессмертие и слава.
Е. Долматовский

Верность
В тихом сквере,
Возле школы новой,
Он стоит –
Бессмертный рядовой.
Стройный и по-воински суровый.
С непокрытой русой головой…
Ходит солнце
Над высокой рожью.
Облаков чуть движутся плоты.
Девушки приносят из Заволжья
И кладут у ног его цветы.
Он на сверстниц смотрит,
Ожидая
Милую, что снится
Столько лет…
В знойный полдень женщина седая
Красных маков принесла букет.
Всю страну измерила без мала
Повидаться с другом дорогим.
И сидит, скорбя, у пьедестала
Милая,
Не узнанная им.
Л. Татьяничева

Баллада о верности
Отцы умчались в шлемах краснозвездных.
И матерям отныне не до сна.
Звенит от сабель над Россией воздух.
Копытами разбита тишина.

Мужей ждут жены. Ждут деревни русские.
И кто-то не вернется, может быть...
А в колыбелях спят мальчишки русые,
Которым в сорок первом уходить.

Заслышав топот, за околицу
Бежал мальчонка лет шести.
Все ждал: сейчас примчится конница
И батька с флагом впереди.

Он поравняется с мальчишкой,
Возьмет его к себе в седло...
Но что-то кони медлят слишком
И не врываются в село.

А ночью мать подушке мятой
Проплачет правду до конца.
И утром глянет виновато
На сына, ждущего отца.

О, сколько в годы те тревожные
Росло отчаянных парней,
Что на земле так мало прожили,
Да много сделали на ней.

Прошли года.
В краю пустынном
Над старым холмиком звезда.
И вот вдова с любимым сыном
За сотни верст пришла сюда.

Цвели цветы. Пылало лето.
И душно пахло чебрецом.
Вот так в степи мальчишка этот
Впервые встретился с отцом.

Прочел, глотая слезы, имя,
Что сам носил двадцатый год...
Еще не зная, что над ними
Темнел в тревоге небосвод,

Что скоро грянет сорок первый,
Что будет смерть со всех сторон,
Что в Польше под звездой фанерной
Свое оставит имя он.

...Вначале сын ей снился часто.
Хотя война давно прошла,
Я слышу: кони мчатся, мчатся.
Все мимо нашего села.

И снова, мыкая бессонницу,
Итожа долгое житье,
Идет старушка за околицу,
Куда носился сын ее.

«Уж больно редко,– скажет глухо,
Дают военным отпуска...»
И этот памятник разлукам
Увидит внук издалека.
А. Дементьев

Письмо любимой
Мы в дальней разлуке. Сейчас между нами
Узоры созвездий и посвист ветров,
Дороги с бегущими вдаль поездами
Да скучная цепь телеграфных столбов.

Как будто бы чувствуя нашу разлуку,
Раскидистый тополь, вздохнув горячо,
К окну потянувшись, зеленую руку
По-дружески мне положил на плечо.

Душа хоть какой-нибудь весточки просит,
Мы ждем, загораемся каждой строкой.
Но вести не только в конвертах приносят,
Они к нам сквозь стены проходят порой.

Представь, что услышишь ты вести о том,
Что был я обманут в пути подлецом,
Что руку, как другу, врагу протянул,
А он меня в спину с откоса толкнул...

Все тело в ушибах, разбита губа...
Что делать? Превратна порою судьба!
И пусть тебе станет обидно, тревожно,
Но верить ты можешь. Такое – возможно!

А если вдруг весть, как метельная мгла,
Ворвется и скажет, словами глухими,
Что смерть недопетую песнь прервала
И черной каймой обвела мое имя.

Веселые губы сомкнулись навек...
Утрата, ее не понять, не измерить!
Нелепо! И все-таки можешь поверить:
Бессмертны лишь скалы, а я – человек!

Но если услышишь, что вешней порой
За новым, за призрачным счастьем в погоне
Я сердце своё не тебе, а другой
Взволнованно вдруг протянул на ладони,

Пусть слезы не брызнут, не дрогнут ресницы,
Колючею стужей не стиснет беда!
Не верь! Вот такого не может случиться!
Ты слышишь? Такому не быть никогда!
Э. Асадов.

Верность
Верность – прямо дорога без петель,
Верность – зрелой души добродетель,
Верность – августа слава и дым,
Зной, его не понять молодым,

Верность – вместе под пули ходили,
Вместе верных друзей хоронили.
Грусть и мужество – не расскажу.
Верность хлебу и верность ножу,

Верность смерти и верность обидам.
Бреда сердца не вспомню, не выдам.
В сердце целься! Пройдут по тебе
Верность сердцу и верность судьбе.
И. Эренбург

Сказ
Я в детстве слышала не раз
От бабки этот старый сказ.
Узнав, что друг в бою убит,
Подруга уходила в скит,
Чтобы в лесном, глухом скиту
Оплакивать свою беду
И чтоб любовь свою сберечь
От наважденья новых встреч.
Мне часто повторяла мать,
Как женской гордости устав:
– Коль любишь, – мужа потеряв,
Не станешь нового искать.
Скорее горы упадут
И высохнут истоки рек…
Так в нашем повелось роду:
Раз полюбила, то навек.
…Прошла жестокая война.
Я выжила, а ты убит.
Но воля к жизни так сильна,
Что падать духом не велит.
Она велит мне сильной быть,
В далёкий скит не уходя.
Трудиться, петь, детей растить
И за себя и за тебя.
В горах отыскивать руду,
Менять истоки древних рек.
Ну, а любовь у нас в роду
Одна-единая навек.
Л. Татьяничева


В этой серии:
Одиночество
Оптимизм
Осуждение
Отзывчивость
Относительность.
Память
Патриотизм
Пессимизм
Подлость
Подхалимство
Порядочность
Постоянство
Пошлость
Правда
Предательство
Приспособленчество
Прямота
Пустословие
Равнодушие
Разочарование
Ранимость
Раскаяние
Ревность
Решительность
Самодостаточность
Самопожертвование
Самосовершенствование
Свобода
Сердечность
Сила духа
Скромность
Скупость
Смелость
Смысл жизни
Совесть
Созидание
Сострадание
Сочувствие
Справедливость
Спокойствие
Стойкость
Страх
Судьба
Суета
Терпение
Требовательность
Трудолюбие
Трусость
Тщеславие
Удивление
Упорство
Упрямство
Хамство
Хитрость
Хорошие люди
Цель
Цена времени
Цена слова
Человечность; Человеколюбие
Честь
Честность
Чёрствость
Чистосердечие
Чуткость
Щедрость
Эгоизм

Продолжение следует... 
Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Хороший получится проект, и очень востребованный! Особенно для педагогов и классных часов. Идея замечательная, Ирина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина, за поддержку! Хотелось бы, чтоб хороший и востребованный был, стихов очень много, и хочется, чтоб их читали

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »