среда, 12 декабря 2018 г.

Простые истины Чингиза Айтматова



«Перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда».
Ч. Айтматов «Плаха»

12 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Чингиза Айтматова. Если кратко ответить на вопрос, о чем его творчество, можно сказать – о необходимости человека оставаться Человеком. Айтматов пишет о внутреннем мире людей, противоречивом и неоднозначном, о соотношении добра и зла, о проблемах ожесточения, падения нравственности, о том, насколько противоестественное явление – война, о необходимости жить в гармонии с природой, да что там, с самой планетой. О том, что человек только оставаясь Человеком может обрести счастье.


Чингиз Айтматов – известный киргизский и русский писатель. Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР дебютировал в печати в начале 50-х годов ХХ века. Его повести и рассказы печатались на русском и киргизском языках.
В 1957 г. была впервые опубликована на русском языке его повесть «Джамиля», которая принесла писателю мировую известность. Эта история о любви с первого взгляда, о настоящей любви, из-за которой человек готов пойти на многое. Об обретенном человеческом счастье, пусть с муками и лишениями. В книге рассказано о молодой девушке Джамиле, которая была выдана замуж без любви. Ее муж на фронте. Она живет в доме свекрови. И вот в ее жизни появляется Данияр, скромный работящий человек, который прекрасно поет. В душе Джамили зарождается новое чувство. Сюжет описан глазами и словами юного мальчика, что придает повести дополнительную лиричность.
«Каждый раз, когда ночью мы возвращались в аил, я замечал, как Джамиля, потрясённая и растроганная этим пением, все ближе подходила к бричке и медленно тянула к Данияру руку... а потом опускала её. Я видел, как что-то копилось и созревало в её душе, требуя выхода. И она страшилась этого».

После «Джамили» был опубликован сборник Ч. Айтматова «Повести гор и степей», за который писатель получил Ленинскую премию. В этот сборник вошла и повесть «Материнское поле». Эту книгу Чингиз Айтматов посвятил своим родителям. Повесть построена в виде диалога между матерью-землей и матерью-женщиной. В день поминовения постаревшая Толгонай пришла на поле помянуть погибших родных и поделиться с землёй – матушкой воспоминаниями о своей нелегкой жизни, которую разделила война. До войны она была счастлива с любимым мужем, они вместе трудились, растили детей, наслаждались простыми радостями. И вот пришла та ночь, «самая проклятая из всех ночей» по воспоминаниям Толгонай. Ч. Айтматов не описывает сражения, бои, убитых и раненых. Весь ужас войны он передает через чувства женщины – матери, у которой война забрала и мужа, и троих ее сыновей. Вот как последний раз она видела одного из них.
«И тут послышался вдали шум поезда. Он шел с востока. Мощный двукратный гудок паровоза прокатился по ущелью...
В эту минуту раздался рядом крик:
— Мама-а-а! Алима-а-ан!
Он! Маселбек! Ах ты, боже мой, боже! Он проносился мимо нас совсем близко. Всем телом перегнулся из вагона, держась одной рукой за дверь, а другой махал нам шапкой и кричал, прощался. Я только помню, как вскрикнула: «Маселбек!» И в тот короткий миг увидела его точно и ясно: ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, а на лице и в глазах — радость, и горе, и сожаление, и прощание! И, не отрывая от него глаз, я побежала вдогонку. Мимо прошумел последний вагон эшелона, а я еще бежала по шпалам, потом упала. Ох, как я стонала и кричала! Сын мой уезжал на поле битвы, а я прощалась с ним, обнимая холодный железный рельс. Все дальше и дальше уходил перестук колес, потом и он стих.
И сейчас еще порой кажется мне, будто сквозь голову проносится этот эшелон и долго стучат в ушах колеса».

А вот его последнее письмо. «Понимаешь, мама, — писал он, — пройдет время, и ты поймешь меня, убедишься, что я сделал правильно. Да, ты обязательно скажешь, что сын твой поступил честно. И все-таки, хотя ты и поймешь, где-то в глубине твоего сердца останутся невысказанные мне слова: „Как же ты мог, сынок, так просто уйти из этого светлого мира? Зачем я тебя родила, зачем растила? “Да, мама, ты мать и вправе спросить с меня, но на твои вопросы ответит потом история. А я сейчас могу лишь сказать, что мы не выпросили себе войну и не мы ее затеяли, это огромная беда всех нас, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы сокрушить, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы этого не сделаем, то не достойны будем имени Человека. Я никогда не жаждал совершать геройства на войне. Я готовил себя к самой скромной профессии — я хотел быть учителем. Я очень хотел им быть. Но вместо мела и указки мне пришлось взять в руки оружие и стать солдатом. Не моя в этом вина. Время мое оказалось такое. Я не успел дать детям ни одного урока.
Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим своим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в человеке.
Это мое последнее письмо, это мои последние слова. Мама! Да, тысячу раз я буду повторять твое материнское имя и все-таки останусь перед тобой в неоплатном долгу. Прости меня, мама, за горе, которое я приношу тебе. Но ты пойми, мама, это не безрассудная жертвенность, нет. Так учила меня жить сама жизнь. И это мой первый и последний урок детям, которых я должен был учить. Я иду по своей воле и убеждению. Я горжусь, что выполняю свой самый высокий долг перед людьми.
Не плачь, мама, пусть никто не плачет. В таких случаях никто не должен плакать.
Прости, мама, и прощай.
Прощайте, горы мои — Ала-Тоо! Как я любил вас! Твой сын — учитель, лейтенант Маселбек Суванкулов.
Фронт, 9 марта 1943 г. 12 часов ночи».

И вот слова Толгонай о нем.... «Я склоняю голову перед героями и перед сыном своим Маселбеком, славой которого горжусь. Но ничто, никакая слава не может мне возместить его живого. Пусть спросят любую мать, никакая мать не мечтает о такой славе. Матери рождают детей для жизни, для простого, земного счастья…».
Война закончилась. Жизнь продолжается… Судьба сложилась так, что Толгнай находит себя в воспитании мальчика не родного по крови, но дающего ей жизненные силы. И вот названный внук (как когда-то давно ее погибший сын) приносит ей горячий, только что испеченный, хлеб. Первый хлеб с нового урожая, «хлеб бессмертия».
 
Позже были написаны наиболее известные произведения Ч. Айтматова. Роман «Белый пароход», опубликованный в 1970 году, был признан во всем мире. Книга о мальчике, у которого было две сказки. Своя, о белом пароходе, на котором, возможно, плавает его отец. Он мечтал, как превратится в рыбу и приплывет к отцу. И та, которую рассказал ему дед, про Рогатую Мать – Олениху, с которой он связывал свои надежды, что она обязательно вернется и поможет людям. Но после убийства Матери – Оленихи, столкнувшись с жестокостью людей, с тем, что зло побеждает добро, не в силах смириться с этим, мальчик уплывает в свою сказку…
В 1980 г. вышел его роман «И дольше века длится день», который впоследствии был переименован в «Буранный полустанок». Автор описывает один день жизни Едигея, железнодорожника, много лет работающего на маленьком, находящемся в глуши, полустанке. Этот день для него скорбный, ведь он занимается похоронами своего старого друга. Много лет они вместе трудились на этом полустанке. Едигей, за своими хлопотами, в этот день вспоминает практически всю свою жизнь, размышляет о ней, людях, которые встретились у него на пути, об их поступках и судьбах. Воспоминания Едигея переплетаются с мифами и легендами его народа, с историческими событиями, которые происходили в стране. Одна ниточка воспоминаний и размышлений тянет за собой другую. Всеми силами Едигей старается выполнить желание умершего – похоронить его на старом кладбище, дорога до которого не так близка. И вот дойдя до кладбища, Едигею становится ясно, что выполнить желание умершего друга не получится. Территория кладбища теперь принадлежит космодрому… Так вторая фантастическая линия романа (с космическими полетами и инопланетной цивилизацией) переплетается с жизнью Едигея. В этом романе Ч. Айтматов, как всегда, пишет о вечных вопросах: предательство, долг перед другими людьми и перед собой, любовь к детям, уважение к старшим, жизнь в гармонии с природой.

Невозможно представить творчество Ч. Айтматова без последнего его романа «Плаха», опубликованного в СССР. В этой книге переплетаются две истории: Авдия Каллистратова, бывшего семинариста, который отправляется в Среднюю Азию вместе с собирателями анаши и диких животных – волчьего семейства, естественная жизнь которого нарушена жестоким вторжением человека. Авдий верит в то, что своей духовностью может изменить своих попутчиков, убедить их в преступности и безнравственности их бизнеса. Но они явно не разделяют его взгляды. Наркобизнес серьезный и опасный противник. С невероятной жестокостью рушатся судьбы людей и зверей. Добро в этом романе так и не победило…


Все постсоветские произведения Ч. Айтматова были впервые изданы в швейцарском издательстве на немецком языке. Роман «Тавро Кассандры» опубликован в 1996 г. И снова Ч. Айтматов говорит своим читателям, что человек не сможет выжить, если утратит все человеческое: «Возможно, до сих пор человек плутал, а теперь настало время сказать себе — или стань лучше, или готовься проследовать в палеонтологические пласты, как вымершие мамонты».
Роман начинается с сенсации, космический монах Филофей обращается к Папе Римскому, а через него и ко всему миру, он заявляет, что совершил великое научное открытие, последствия которого несомненно отразятся на жизни людей. Филофей утверждает, что человеческий зародыш в первые недели своего существования интуитивно может предугадать свою судьбу. Если эмбрион не хочет рождаться, он может выразить это, через пятнышко на лбу будущей матери, Филофей назвал это пятно тавро Кассандры. Эмбрион как бы подает сигнал: я не хочу рождаться! Кроме того, Филофей нашел способ более явно выявлять тавро Кассандры у женщин с помощью облучения из космоса зондаж – лучами. Как утверждает космический монах, количество таких эмбрионов постоянно увеличивается. «Причина этого — в эскалации в подкорке мирового сознания ощущения порочности и гибельности вечно экстремального людского бытия. Тавро Кассандры — закадровый голос эмбрионального эсхата, напряженно и отчаянно ожидающего уже в утробе матери приближения конца света. Это убивает в нем естественную тягу к жизни».
И что же теперь делать людям с этими знаниями?
«Открыто признать: зло, совершенное субъектом, не уходит физически вместе с ним, с кончиной его века, а остается в генетическом лесу фатальным семенем, ожидая вероятного часа икс, когда оно даст о себе знать подобно мине замедленного действия».
Или не обращать внимание на тавро Кассандры и сделать вид, что ничего не изменилось? Как отреагируют простые люди на эту шокирующую информацию? И кто такой сам Филофей? Откуда и почему он появился в космосе? Почему он считает себя вправе вносить смуту среди людей? Прочитав роман «Тавро Кассандры», начинаешь задумываться о многих проблемах современного мира.
Произведения Чингиза Айтматова легли в основу множества художественных фильмов и театральных постановок.

«Простые истины» Ч. Айтматова можно представить его цитатами, которые не теряют актуальности во времени:
«Ведь добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится».
«Конец света – в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях».
«Я бы сказал, что в пределах одной личности любовь – это настоящая революция духа».
«Недаром говорят, чтобы скрыть свой позор, надо опозорить другого».
«И без людей человек жить не может и с людьми тяжело».
«Вера – продукт страданий многих поколений, над верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно».
«Раскаяние – это вечная и неизбывная забота человеческого духа о самом себе».


Рекомендую прочитать или перечитать и другие произведения Ч. Айтматова:
- «Тополек мой в красной косынке»
- «Первый учитель»
- «Прощай, Гульсары!»
- «Восхождение на Фудзияму»
- «Ранние журавли»
- «Пегий пес, бегущий краем моря»
- «Когда падают горы»
Каждое произведение этого автора написано о людях и для людей. Каждое из них несет глубокий смысл, заставляет задуматься, может быть что-то переоценить в жизни. Приходите за книгами Чингиза Айтматова в библиотеки г. Челябинска.

Источники:

Надежда Мухамадеева, гл. библиотекарь библиотеки №10 «Радуга»

Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Здравствуйте, Татьяна и Надежда! Спасибо Вам! Книги Чингиза Айтматова читала давно и не все, но зато они запоминаются навсегда, потому что заставляют думать и затрагивают душу. После вашего рассказа появилось желание перечитать и прочитать этого автора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Благодарим за отзыв о книгах Чингиза Айтматова, которые не могут оставить читателей равнодушными. Радует, что в год юбилея писателя в Москве торжественно открыли памятник в его честь: https://www.m24.ru/news/mehr-Moskvy/07122018/57203

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »