суббота, 23 декабря 2017 г.

Муза Константина Симонова - Валентина Серова

К 100-летию со дня рождения 

       Зимой 1941 года на страницах газеты «Правда» было опубликовано ставшее знаменитым стихотворение «Жди меня» с посвящением «В.С.» Стихотворение стало своеобразным гимном преданности и любви. В 1942 году вышел сборник «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Феномен стихотворения-заклинания «Жди меня», который вырезали, переписывали, посылали с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованное конкретной, земной женщине, но такой тогда далекой, выходит за рамки поэзии. Кто же она, эта женщина, которая вдохновила поэта на шедевр рассказывает зав.библиотекой №17 Любовь Приходько.

         Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Актриса Валентина Серова (Половикова) родилась 23.12.1917 года в Харькове, в семье театральной актрисы Клавдии Михайловны Половиковой. Ее отец, Василий Половиков, инженер-гидролог, был репрессирован. До шести лет девочка не жила в своей семье с родителями, а воспитывалась у бабушки с дедушкой, которые в то время жили на хуторе. Когда девочке исполнилось 6 лет, они переехали жить в Москву. Мать много работала, уделяя дочери не так много времени, но она постаралась позаботиться об ее актерской карьере.
Дебютом 10-летней Валентины была роль мальчика по имени Давид — сына главной героини спектакля, которую играла её мать. Впоследствии Валентина училась актёрской профессии у своей матери в Центральном техникуме театрального искусства в 1933—1934 годах. Профессиональную карьеру она начала на подмостках Центрального ТРАМа (ныне Ленком), где работала с 1933 по 1941 год, 1943—1950, 1959—1964.
3 мая 1938 года Валентина познакомилась с лётчиком-испытателем, героем гражданской войны в Испании, Героем Советского Союза Анатолием Константиновичем Серовым (20.03.1910–11.05.1939). Это была любовь с первого взгляда, уже на третий день Анатолий сделал актрисе предложение. Они расписались 11 мая, через восемь дней после знакомства. Это была красивая, звёздная, счастливая пара, обласканная самим Иосифом Сталиным. Однако их совместная жизнь продлилась недолго: судьба уже приготовила ей удар. 11 мая 1939 года при совершении учебно-тренировочных полётов Анатолий Серов разбился вместе с известной советской лётчицей Полиной Осипенко. В сентябре того же года Серова родила сына, которого в честь погибшего отца назвали Анатолием.


В это же время Валентина снялась в фильме «Девушка с характером» и моментально стала популярной: длинные очереди в кинотеатрах, цветы, автографы, всеобщее обожание.


 Симонов пришел в ТРАМ (театр рабочей молодежи, позже он стал Ленкомом) на спектакль «Зыковы», и молодая актриса Валентина Серова произвела на него такое впечатление, что в течение нескольких недель он приходил на каждый ее спектакль, садясь в первый ряд с букетом цветов. Молодой поэт довольно долго продолжал добиваться ее внимания. И, наконец, после длительных раздумий Серова решила ответить своему настойчивому поклоннику: «Позвоните мне, В. Серова». Эта встреча послужила основой сюжета романа Симонова «Случай с Полыниным», а позже – и фильма.

К тому времени, когда Симонов встретил В. Серову, он уже был женат на Евгении Самойловне Ласкиной, известном литературном редакторе. В 1939 году у них родился сын Алексей. Брак казался удачным, но новая любовь Симонова разрушила отношения супругов. Он ушел из семьи, хотя Валентина была категорически против этого. Брак с Е. Ласкиной распался в 1940 году.
Валентина Серова была вдовой незадолго до того погибшего Героя Испании, летчика Анатолия Серова. Она все еще помнила свою любовь и не спешила ответить молодому писателю взаимностью.
Роман между одной из красивейших советских актрис и стремительно набиравшим популярность поэтом развивался бурно. Благодаря творчеству Симонова, за развитием этих отношений следила буквально вся страна. В 1940 году Симонов написал пьесу «Парень из нашего города», в которой образы главных героев списаны с Серовой и ее погибшего мужа. Однако боль утраты была еще так сильна, что играть в этой пьесе актриса категорически отказалась.
 В начале войны «Ленком» был эвакуирован в Фергану и вернулся оттуда только весной 1943 года. Константин Симонов на фронте был военным корреспондентом, Валентина Серова - в составе концертных бригад.




До конца войны Константин Симонов чуть ли не ежедневно писал любимой Валентине: «Нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю и считаю дни... Верю, как никогда, в счастье с тобой вдвоем. Я так скучаю без тебя, что не помогает никто и ничто...».

Мне хочется назвать тебя женой
За то, что так другие не назвали,
Что в старый дом мой, сломанный войной,
Ты снова гостьей явишься едва ли.
За то, что я желал тебе и зла,
За то, что редко ты меня жалела,
За то, что, просьб не ждя моих, пришла
Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.
Мне хочется назвать тебя женой
Не для того, чтоб всем сказать об этом,
Не потому, что ты давно со мной,
По всем досужим сплетням и приметам.
Твоей я не тщеславлюсь красотой,
Ни громким именем, что ты носила,
С меня довольно нежной, тайной, той,
Что в дом ко мне неслышно приходила.
Сравнятся в славе смертью имена,
И красота, как станция, минует,
И, постарев, владелица одна
Себя к своим портретам приревнует.
Мне хочется назвать тебя женой
За то, что бесконечны дни разлуки,
Что слишком многим, кто сейчас со мной,
Должны глаза закрыть чужие руки.
За то, что ты правдивою была,
Любить мне не давала обещанья
И в первый раз, что любишь, - солгала
В последний час солдатского прощанья
Кем стала ты? Моей или чужой?
Отсюда сердцем мне не дотянуться
Прости, что я зову тебя женой
По праву тех, кто может не вернуться.

В 1942 году был опубликован сборник стихов «С тобой и без тебя», посвященный любимой женщине. Эту книгу невозможно было достать. Закаленные в боях воины и хрупкие девушки от руки переписывали стихи из этого сборника, учили их наизусть, посылали своим любимым.
Ранней весной 1942 года Валентина Серова в составе бригады артистов участвовала в концерте, организованном для пациентов одного из московских госпиталей. Там же, в отдельной палате, находился Константин Рокоссовский, получивший серьезное осколочное ранение. Вспыхнувший роман не имел продолжения. Их развели обстоятельства. Это было в 1943 году.
В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Этот брак казался образцовым. Оба красивы, знамениты, после войны переехали в новую квартиру, была дача в Переделкино. В 1950 году родилась дочь Маша.



В 1943 году вышел на экраны фильм «Жди меня», сценарий для которого написал К. Симонов и главную роль сыграла Валентина Серова. Благодаря этой кинокартине актриса при жизни стала живой легендой.

В 1946 году актриса получила Сталинскую премию за роль в фильме «Композитор Глинка» (в этом фильме она сыграла вместе со своей матерью) и удостоилась звания заслуженной артистки СССР. Симонов был просто счастлив. Его мечта почти осуществилась: Серова любила его. Об этом популярный поэт писал в одном из своих писем: «Я счастлив, что исполняется сейчас, когда ты меня любишь... то, о чем я тебе самонадеянно и тоже упрямо говорил... когда ты меня не любила, и может быть, правильно делала, потому что без этого не было бы, может быть, той трудной, отчаянной, горькой и счастливой нашей жизни этих пяти лет».

  

После смерти Сталина Симонов переживал душевный кризис. И дома, к сожалению, рядом вместо друга и помощницы была совершенно другая Серова. Пагубная привычка пить, как писал он, с горя, тоски, хандры… погубила Валентину Серову. Она срывает съемки, приезжая в нетрезвом виде, не приходит на спектакль… Симонов боролся за свою любовь, всячески пытался помочь Валентине, заставлял лечиться. Но все старания оказались напрасны. Ослепительная красота любимой, когда-то поразившая его, таяла на глазах.

Супруги расстались в 1957 году, когда дочь Маша пошла в школу. Впоследствии Симонов изъял из своих сочинений все посвящения Серовой (только перед стихотворением «Жди меня» он оставил — В. С.) и уничтожил все свои письма к ней. Дочери он объяснил это так: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом… Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… и самым большим горем…».

«Будь хоть бедой в моей судьбе
Но кто б нас не судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил…» - писал Симонов.

Валентина Серова ушла из жизни 11 декабря 1975 года. Константин Симонов не смог прийти на похороны бывшей жены. Он прислал букет из пятидесяти восьми розовых роз… В газете «Вечерняя Москва» за 13 декабря 1975 года было коротенькое извещение. Так ушла из жизни одна из самых знаменитых женщин конца 30-х и 40-х годов 20-го века.

В нашей библиотеке прошла встреча в клубе «Наша память». Она посвящалась памяти этой красивой женщине, прекрасной актрисе, настоящей легенде советского кино, ставшей музой Константину Симонову. Наши гости смотрели с экрана фрагменты из фильмов с участием Валентины Серовой, говорили о любви, читали стихи…

Я, верно, был упрямей всех,
Не слушал клеветы
И не считал по пальцам тех,
Кто звал тебя на "ты".

Я, верно, был честней других,
Моложе, может быть,
Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить.

Я девочкой тебя не звал,
Не рвал с тобой цветы,
В твоих глазах я не искал
Девичьей чистоты.

Я не жалел, что ты во сне
Годами не ждала,
Что ты не девочкой ко мне,
А женщиной пришла.

Я знал, честней бесстыдных слов,
Лукавых слов честней
Нас приютивший на ночь кров,
Прямой язык страстей.

И если будет суждено
Тебя мне удержать,
Не потому, что не дано
Тебе других узнать.

Не потому, что я - пока,
А лучше - не нашлось,
Не потому, что ты робка,
И так уж повелось...

Нет, если будет суждено
Тебя мне удержать,
Тебя не буду все равно
Я девочкою звать.

И встречусь я в твоих глазах
Не с голубой, пустой,
А с женской, в горе и страстях
Рожденной чистотой.

Не с чистотой закрытых глаз,
Неведеньем детей,
А с чистотою женских ласк,
Бессонницей ночей...

Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.

***
Если родилась красивой,
Значит, будешь век счастливой.

Бедная моя, судьбою горькой,
Горем, смертью — никакою силой
Не поспоришь с глупой поговоркой,
Сколько б ни молила, ни просила!

Все; что сердцем взято будет,
Красоте твоей присудят.

Будешь нежной, верной, терпеливой,
В сердце все равно тебе откажут —
Скажут: нету сердца у счастливой,
У красивой нету сердца,— скажут.

Что любима ты, услышат —
Красоте опять припишут.

Выйдешь замуж — по расчету, значит:
Полюбить красивая не может.
Все добро на зло переиначат
И тебе на плечи переложат.

Если будешь гордой мужем —
Скажут: потому что нужен.

Как других, с ним разлучит могила —
Всем простят, тебя возьмут в немилость.
Позабудешь — скажут: не любила,
Не забудешь — скажут: притворилась.

Скажут: пусть она поплачет,
Ей ведь ничего не значит.

Если напоказ ты не рыдала,
Даже не заметят, как страдала,
Как тебя недетские печали
На холодной площади встречали.

Как бы горе ни ломало,
Ей, красивой, горя мало.

Нет, я не сержусь, когда, не веря
Даже мне, ты вдруг глядишь пытливо.
Верить только горю да потерям
Выпало красивой и счастливой.

Если б наперед все знала,
В детстве бы дурнушкой стала.

Может, снова к счастью добредешь ты,
Может, снова будет смерть и горе,
Может, и меня переживешь ты,
Поговорки злой не переспоря:

Если родилась красивой,
Значит, будешь век счастливой...
Май 1941


Любовь Приходько

Всего просмотров этой публикации:

6 комментариев

  1. Какой красавицей была Валентина Серова! Интересно, как сложилась жизнь у их с Симоновым дочери Маши.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дочь Маша закончила педагогический институт, работала в газете «Советская культура», затем брат Алексей (сын К.Симонова от первого брака) пригласил ее в свой Фонд защиты гласности). Сейчас она на пенсии

      Удалить
  2. Трогательный и пронзительный пост...Как все-таки ломались судьбы людей...Очень жаль,что такая красивая,одаренная и талантливая женщина так "легко" погубила свою жизнь и карьеру...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Светлана. Да, конечно, жаль, что талант актрисы Валентины Серовой остался невостребованным в 50-60-е годы.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина и Любовь. С детства обожаю старые фильмы, конечно, знаю Валентину Серову. Знала о том, что они с Симоновым были супругами, однако подробно о судьбе актрисы не слышала Спасибо большое за пост! Читала не отрываясь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Владимировна, за ваше участие в блоге, в котором вы узнаете что-то новое и интересное для себя

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »