понедельник, 27 июля 2015 г.

Михаил Лермонтов


Волны катятся одна за другою
          С плеском и шумом глухим,
     Люди проходят ничтожной толпою
   Также один за другим.
     Волнам их неволя и холод дороже
     Знойных полудня лучей;
        Люди хотят иметь души... и что же? -
        Души в них волн холодней!

Сегодня – день памяти Михаила Лермонтова.
Почитаем его стихи

Небо и звёзды

Чисто вечернее небо,
     Ясны далекие звезды,
     Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!

     Чем ты несчастлив,
     Скажут мне люди? -
     Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо -
- Звезды и небо! - а я человек!...

      Люди друг к другу
      Зависть питают;
      Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

* * * 
Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рождённое слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

БЛАГОДАРНОСТЬ
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.

* * * 
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придёт ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать - что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

ЗАВЕЩАНИЕ
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... всё равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет...
Ей ничего не значит!

* * * 
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...

* * * 
Она поет - и звуки тают
Как поцелуи на устах,
Глядит - и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли - все ее движенья,
Иль молвит слово - все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.

И специально для молодых мамочек - Колыбельная от Михаила Юрьевича


Спи, младенец мой прекрасный,
   Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
   В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
   Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
   Баюшки-баю.
 
По камням струится Терек,
   Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
   Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
   Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
   Баюшки-баю.
 
Сам узнаешь, будет время,
   Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
   И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
   Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
   Баюшки-баю.
 
Богатырь ты будешь с виду
   И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
   Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
   Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
   Баюшки-баю.


Афоризмы и цитаты Михаила Лермонтова

• Уважение имеет границы, а любовь — никаких.

• Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

• Радости забываются, а печали — никогда.

• Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиной — все то же,
Что черпать воду решетом:
От сих троих избавь нас, Боже!..

• Жизнь — вечность, смерть — лишь миг.

• Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

• Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.

Отчизна там, где любят нас.

Любовь, как огонь, - без пищи гаснет.

Радости забываются, а печали – никогда.

Уважение имеет границы, а любовь – никаких.

Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.

Была без радостей любовь, разлука будет без печали.

Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется.

Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.

Слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится.

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться.

Самолюбие, а не сердце, самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса.

Сам черт не разберет, отчего у нас быстрее подвигаются те, которые идут назад.

Миллион, да тут не нужно ни лица, ни ума, ни души, ни имени - господин миллион - тут все.

Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.

Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: “Ну, все, теперь кончилось!” - не тут-то было; только что начинается.

Нет ничего парадоксальнее женского ума. Женщин трудно убедить в чем-нибудь: надобно их довести до того, чтобы они убедили себя сами. Чтобы выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »