суббота, 7 сентября 2013 г.

Эдуард Асадов


Эдуард Асадов – один из моих самых любимых поэтов. 7 сентября ему исполнилось бы 90 лет.
У него непростая судьба и очень искренние стихи.
Наша жизнь - как фонарика узкий свет.
А от лучика влево и вправо -
Темнота: миллионы безмолвных лет...
Всё, что было до нас и придёт вослед,
Увидать не дано нам, право.
Хорошо б лет на тысячу растянуть
Время каждого поколенья,
Вот тогда получился бы путь как путь,
А не наше одно мгновенье!
Но Судьба усмехнулась бы: "Для чего
Вы мечтами себя тревожите,
Если даже мгновенья-то одного
Часто толком прожить не можете!"
Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении, в городе Мары, в армянской семье. Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий Григорьевич, были школьными учителями. Когда мальчику было только пять лет, умер отец, и мать переехала с сыном на Урал, в Свердловск (Екатеринбург), туда, где жил дедушка будущего поэта. Там в восемь лет Эдуард написал свои первые стихи. В 1929-31 год он гостил у своей прабабушки и бабушки в г. Кыштыме Челябинской области. В книге «Интервью у собственного сердца» Эдуард Асадов пишет: «Городок этот стоит в самом центре уральской красоты. Две горы, Егоза и Сугомак, вокруг сказочная тайга, а посредине – огромные озёра редкостной чистоты…».
В 1938 году Лидия Ивановна переехала с сыном в Москву, где Эдуард продолжал учиться, мечтал о поступлении в Литературный институт.  Сразу после окончания школы в 1941 ушел добровольцем на фронт. Прошел путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи «Катюш». В 1944 в битве за освобождение Севастополя был тяжело ранен и ослеп на всю жизнь – ему было 20 лет.
Он продолжает писать стихи, и в год окончания Литературного института им. Горького (в 1951 г.) выходит первая книга стихов «Светлые дороги». Всего выпущено около шестидесяти книг.
В чём главный критерий таланта писателей?
Количество званий, наград, должностей?
Количество книг иль хвалебных статей?
Нет! Просто, наверно, число читателей.
Эдуард Асадов – Герой Советского Союза, награждён многими орденами и медалями.
21 апреля 2004 г. Эдуард Асадов умер.
…Ушёл в неразгаданные края,
Чтоб больше не возвращаться...
И всё-таки верю: второе я –
Песни мои и любовь моя
Людям ещё сгодятся.
И долго ещё, отрицая смерть,
Книжек моих страницы,
Чтоб верить, чтоб в жизни светло гореть,
Будут вам дружески шелестеть
Крыльями белой птицы...

Его стихи  пронизаны любовью и оптимизмом и до сих пор любимы читателями.
Читатели его стихов находят в них что-то близкое, созвучное своим чувствам и настроению.
Несколько отзывов от  его читателей и почитателей:  
«Читайте его больше, мир станет чище и будет больше любви».
«Потрясающий поэт, потрясающий человек!! В его стихах всё просто и красиво, слова точны, и настроение передается очень ощутимо. Прочтите несколько его стихов, и вы не пожалеете!»
«Самый любимый Поэт! Что ни стих, то взгляд в самую глубину души... Я считаю талантом просто, доступно и так красиво рассказывать о любви, счастье и доброте!!!»
«Познакомилась с творчеством Асадова очень давно. Впечатление неизгладимое до сих пор. А его лирическую повесть в стихах «Галина»,  рекомендую прочитать всем. Поверьте, равнодушный никто не останется».
«Открыла для себя Асадова не так давно и просто зачиталась его стихами - пронзительными, живыми, жизненными, ощущения от его стихов словами не передать - это надо прочувствовать самому».
Асадов - тот поэт, читая стихи которого ты не уносишься в спутанные философские мысли, пустые и порой совершенно ненужные в твоей жизни размышления, под его стихи можно плакать и смеяться, фантазировать и верить в чудо, ведь он так хочет, чтоб мы поверили!

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

МОЯ ЛЮБОВЬ

Ну каким ты владеешь секретом?
Чем взяла меня и когда?
Но с тобой я всегда, всегда,
Днем и ночью, зимой и летом!

Площадями ль иду большими
Иль за шумным сижу столом,
Стоит мне шепнуть твое имя -
И уже мы с тобой вдвоем.

Когда радуюсь или грущу я
И когда обиды терплю,
И в веселье тебя люблю я,
И в несчастье тебя люблю.
Даже если крепчайше сплю,
Все равно я тебя люблю!

Говорят, что дней круговерть
Настоящих чувств не тревожит.
Говорят, будто только смерть
Навсегда погасить их сможет.

Я не знаю последнего дня,
Но без громких скажу речей:
Смерть, конечно, сильней меня,
Но любви моей не сильней.

И когда мой звонок пробьет
И окончу я путь земной,
Знай: любовь моя не уйдет,
А останется тут с тобой.

Подойдет без жалоб и слез
И незримо для глаз чужих,
Словно верный и добрый пес,
На колени положит нос
И свернется у ног твоих...



ДОБРОТА

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

Свидание с детством

Не то я задумчивей стал с годами,
Не то где-то в сердце живет печаль,
Но только все чаще и чаще ночами
Мне видится в дымке лесная даль.

Вижу я озеро с сонной ряской,
Белоголовых кувшинок дым...
Край мой застенчивый, край уральский,
Край, что не схож ни с каким иным.

Словно из яшмы, глаза морошки
Глядят, озорно заслонясь листком.
Красива морошка, словно Матрешка
Зеленым схвачена пояском,

А там, где агатовых кедров тени
Да малахитовая трава,
Бродят чуткие, как олени,
Все таинственные слова.

Я слышал их, знаю, я здесь как дома,
Ведь каждая ветка и каждый сук
До радостной боли мне тут знакомы,
Как руки друзей моих и подруг!

И в остром волнении, как в тумане,
Иду я мысленно прямиком,
Сквозь пегий кустарник и бурелом
К одной неприметной лесной поляне.

Иду, будто в давнее забытье,
Растроганно, тихо и чуть несмело,
Туда, где сидит на пеньке замшелом
Детство веснушчатое мое...

Костром полыхает над ним калина,
А рядом лежат, как щенки у ног,
С грибами ивовая корзина
Да с клюквой березовый туесок.

Скоро и дом. Торопиться нечего.
Прислушайся к щебету, посиди...
И детство мечтает сейчас доверчиво
О том, что ждет его впереди...

Разве бывает у детства прошлое!
Вся жизнь - где-то там, в голубом дыму.
И только в светлое и хорошее
Детству верится моему.

Детство мое? У тебя рассвет,
Ты только стоишь на пороге дома,
А я уже прожил довольно лет,
И мне твое завтра давно знакомо...

Знаю, как будет звенеть в груди
Сердце, то радость, то боль итожа.
И все, что сбудется впереди,
И все, что не сбудется, знаю тоже.

Фронты будут трассами полыхать,
Будут и дни отрешенно-серы,
Хорошее будет, зачем скрывать,
Но будет и тяжкого свыше меры...

Ах, если б я мог тебе подсказать,
Помочь, ну хоть слово шепнуть одно!
Да только вот прошлое возвращать
Нам, к сожалению, не дано.

Ты словно на том стоишь берегу,
И докричаться нельзя, я знаю.
Но раз я помочь тебе не могу,
То все же отчаянно пожелаю:

Сейчас над тобою светлым-светло,
Шепот деревьев да птичий гам,
Смолисто вокруг и теплым-тепло,
Настой из цветов, родника стекло
Да солнце с черемухой пополам.

Ты смотришь вокруг и спокойно дышишь,
Но как невозвратны такие дни!
Поэтому все, что в душе запишешь,
И все, что увидишь ты и услышишь,
Запомни, запомни и сохрани!

Видишь, как бабка-ольха над пяльцами
Подремлет и вдруг, заворчав безголосо,
Начнет заплетать корявыми пальцами
Внучке-березе тугую косу.

А рядом, наряд расправляя свой,
Пихта топорщится вверх без толку
Она похожа сейчас на елку,
Растущую сдуру вниз головой.

Взгляни, как стремительно в бликах света,
Перепонками лап в вышине руля,
Белка межзвездной летит ракетой,
Огненный хвост за собой стеля.

Сноп света, малиновка, стрекоза,
Ах, как же для нас это все быстротечно!
Смотри же, смотри же во все глаза
И сбереги навсегда, навечно!

Шагая сквозь радости и беду,
Нигде мы скупцами с тобой не будем.
Бери ж эту светлую красоту,
Вбирай эту мудрую доброту,
Чтоб после дарить ее щедро людям!

И пусть тебе еще неизвестно,
Какие бураны ударят в грудь,
Одно лишь скажу тебе: этот путь
Всегда будет только прямым и честным!

Прощай же! Как жаль, что нельзя сейчас
Даже коснуться тебя рукою,
Книги Э.Асадова в
Электронном каталоге ЦБС
Но я тебя видел. И в первый раз
Точно умылся живой водою!

Смешное, с восторженностью лица,
С фантазией, бурным потоком бьющей,
Ты будешь жить во мне до конца,
Как первая вешняя песнь скворца,
Как лучик зари, к чистоте зовущий!

Шагни ко мне тихо и посиди,
Как перед дальней разлукой, рядом:
Ну вот и довольно... Теперь иди!
А я пожелаю тебе в пути
Всего просмотров этой публикации:

16 комментариев

  1. Очень хорошо о смысле своей жизни сказал сам Асадов:

    - В чём смысл твоей жизни? - Меня спросили. -
    Где видишь ты счастье своё, скажи?
    - В сраженьях, - ответил я, - против гнили
    И в схватках, - добавил я, - против лжи!

    По-моему, в каждом земном пороке,
    Пусть так или сяк, но таится ложь.
    Во всём, что бессовестно и жестоко,
    Она непременно блестит, как нож.

    Ведь всё, от чего человек терзается,
    Все подлости мира, как этажи,
    Всегда пренахальнейше возвышаются
    На общем фундаменте вечной лжи.

    И в том я свое назначенье вижу,
    Чтоб биться с ней каждым своим стихом,
    Сражаясь с цинизма колючим льдом,
    С предательством, наглостью, чёрным злом,
    Со всем, что до ярости ненавижу!

    Еще я хочу, чтоб моя строка
    Могла б, отверзая тупые уши,
    Стругать, как рубанком, сухие души
    До жизни, до крохотного ростка!

    Есть люди, что, веря в пустой туман,
    Мечтают, чтоб счастье легко и весело
    Подсело к ним рядом и ножки свесило:
    Мол, вот я, бери и клади в карман!

    Эх, знать бы им счастье совсем иное:
    Когда, задохнувшись от высоты,
    Ты людям вдруг сможешь отдать порою
    Что-то взволнованное, такое,
    В чем слиты и труд, и твои мечты!

    Есть счастье ещё и когда в пути
    Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
    На выручку кинуться к человеку,
    Подставить плечо ему и спасти.

    И в том моя вера и жизнь моя.
    И, в грохоте времени быстротечного,
    Добавлю открыто и не тая,
    Что счастлив ещё в этом мире я
    От женской любви и тепла сердечного...

    Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
    Всю душу и сердце вложив в строку,
    Я полон любви ко всему живому:
    К солнцу, деревьям, к щенку любому,
    К птице и к каждому лопуху!

    Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
    Я верил всегда только в свой народ.
    И, счастлив от мысли, что нужен людям,
    Плевал на бураны и шёл вперёд.

    От горя - к победам, сквозь все этапы!
    А если летел с крутизны порой,
    То падал, как барс, на четыре лапы
    И снова вставал и кидался в бой.

    Вот то, чем живу я и чем владею:
    Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
    А жить по-другому и не умею,
    Да и, конечно же, не хочу!
    .

    ОтветитьУдалить
  2. Стихи Асадова актуальны и в наше время (как любые, по-настоящему хорошие стихи). Мне нравится стихотворение "Люди стараются быть счастливыми" - оно подходит ко многим ситуациям с талантливыми людьми, например, с директором 31-го лицея А. Поповым:

    Люди стараются быть счастливыми,
    Но в этих стремлениях и борьбе
    Все ли способны быть незлобивыми
    И снисходительно-справедливыми
    И к прочим согражданам, и к себе?

    Да, скажем по совести, не всегда
    Люди злопамятными бывают,
    И жуликов всяких порой прощают,
    И даже изменников иногда.

    С поступками скверными, даже злобными,
    С чертами-волками, с чертами-кобрами
    Мирится бездна подчас людей.
    Но вот, как ни странно, с чертами добрыми
    Дела зачастую куда сложней.

    Ведь вот как устроен порой человек
    Со всей любопытной душой своею:
    Того, кто красивее или сильнее
    Иль, скажем, талантливей и умнее,
    Хоть режь, а не может простить вовек!

    Ведь сколько рождалось таких, кто мог
    Согреть человека живым талантом,
    Но недруги сразу со злым азартом
    Кидались, чтоб сбить непременно с ног.

    А сколько же ярких было умов,
    Которым буквально никто не внемлет?
    И книг, и прекраснейших голосов,
    Нередко же втоптанных просто в землю!

    Пилот, что кипел в красоте и силе,
    Вдруг взял и явил мировой рекорд.
    Соседи ж за это ему вредили,
    Таланта они ему не простили:
    - Не прыгай в герои, крылатый черт!

    СМЕШНО, НО ЗА ЛОЖЬ ИЛЬ БАШКУ БЕЗ ДУМ
    НИКТО ПОЧЕМУ-ТО НЕ ОБИЖАЕТСЯ,
    А ЕСЛИ ТАЛАНТ ИЛИ ЯРКИЙ УМ -
    ТАКИЕ ГРЕХИ У НАС НЕ ПРОЩАЮТСЯ!

    ПРИ ЭТОМ, КОНЕЧНО, В ТЕ ЛБЫ УПРЯМЫЕ
    И МЫСЛЬ НА МГНОВЕНИЕ НЕ ПРИДЁТ,
    ЧТО ДВИГАЮТ ЖИЗНЬ И ДЕЛА ВПЕРЁД
    МОЗГИ И ТАЛАНТЫ ИЗ САМЫХ САМЫЕ!

    НЕ НАДО ЖЕ, ПРАВО, КОСИТЬСЯ, ЛЮДИ,
    НА ВСЕХ, КТО КРАСИВЕЕ ИЛЬ ДОБРЕЙ,
    ТАЛАНТЛИВЕЙ, МОЖЕТ БЫТЬ, И УМНЕЙ,
    И ЖИЗНЬ НАША МНОГО СВЕТЛЕЕ БУДЕТ!

    ОтветитьУдалить
  3. Мне вспомнилось ещё одно очень актуальное стихотворение Асадова. Хоть написано оно в 1998 году, но подходит и к нашему времени:

    Играет нынче мышцами Америка,
    Всем недовольным карами грозит!
    А если кто-то слабо возразит,
    То сразу же – всемирная истерика?

    А ведь давно ли были времена,
    Когда не все с ней в страхе соглашались,
    Была когда-то на земле страна,
    Вполне авторитетна и сильна,
    С которой, споря, все-таки считались.

    Так что ж теперь, скажите мне, стряслось?
    Какие политические пасти,
    Какая подлость и какая злость
    Нас разорвали, в сущности, на части?!

    Ударили разбойно, со спины,
    Творя свои законы и расправы.
    И больше нет огромнейшей страны,
    Нет самой мощной на земле державы...

    Сейчас о тех, кто это сотворил,
    И говорить бессмысленно, наверно,
    И вряд ли нынче кто отыщет сил,
    Чтоб выжечь на планете эту скверну!

    Случившегося вспять не обратить,
    И это зло навряд ли одолимо.
    А вот о том, как всем нам дальше жить,
    А коль точней, то быть или не быть?
    Подумать, хоть убей, необходимо!

    Да, было время, когда две страны,
    Коль выла политическая вьюга,
    В любой момент разумны и сильны,
    На грани споров мира и войны
    Могли уравновешивать друг друга.

    И вот, когда разгрохали одну,
    Столкнув с вершины, словно с пьедестала,
    Другая в высоту и ширину
    Как бы удвоясь, мощью заиграла!

    И став теперь единственным судом
    Над всей планетой в ранге сверхдержавы,
    Она грозит военным кулаком,
    Готовым для издевок и расправы.

    Ну а кого теперь страшиться ей?!
    Кто заикнется против этой власти?!
    Диктуй условья, самодурствуй, бей!
    Ставь на колени земли и людей,
    Такое ей ведь и не снилось счастье!

    И вот встает глобальнейший вопрос:
    И никого он, право же, не минет,
    Встает он перед каждым в полный рост:
    Так как нам жить, товарищи, отныне?

    И в трудный час, в сгущающейся мгле,
    Ужель не взвить нам брызжущее пламя?!
    Неужто же на собственной земле
    Нам быть и впрямь безмолвными рабами?!

    Ужель не возродить нам нашу честь
    И жить в каком-то нищенстве и страхе?
    Ведь те, кто взяли власть над нами здесь, —
    Там за границей ползают во прахе!

    Так кто же мы? И с кем? И с нами кто?
    Давайте спросим, только очень честно:
    Неужто нам и вправду нынче лестно
    Быть государством чуть не номер сто?!

    Играют США сегодня мышцами:
    «С Россией – все! Погашена звезда!» —
    Так что ж мы, вправду стали нынче бывшими
    И вновь уже не встанем никогда?!

    Неправда, ложь! Ведь всякое случалось:
    Нас жгли не раз и орды, и вражда.
    Но только вновь Россия возрождалась
    И в полный рост упрямо подымалась
    Могуча и светла как никогда!

    Пусть нынче мы в предательстве и боли.
    И все же нас покуда не сгубить,
    Не растоптать и в пыль не превратить!
    Мы над собой такого не дозволим!

    Сдаваться? К черту! Только не сдаваться!
    Неужто мы и совесть предадим?!
    Ведь если жить, то все-таки сражаться,
    Иначе нам ну некуда деваться!
    И мы всю эту нечисть победим!
    , ,

    ОтветитьУдалить
  4. В школьные годы у меня, как наверно, у многих девчонок, был блокнотик с переписанными стихами Асадова. И самым любимым из них было вот это:

    ДОБРЫЙ ПРИНЦ

    Ты веришь, ты ищешь любви большой,
    Сверкающей, как родник,
    Любви настоящей, любви такой,
    Как в строчках любимых книг.

    Когда повисает вокруг тишина
    И в комнате полутемно,
    Ты часто любишь сидеть одна,
    Молчать и смотреть в окно.

    Молчать и видеть, как в синей дали
    За звездами, за морями
    Плывут навстречу тебе корабли
    Под алыми парусами...

    То рыцарь Айвенго, врагов рубя,
    Мчится под топот конский,
    А то приглашает на вальс тебя
    Печальный Андрей Болконский.

    Вот шпагой клянется д'Артаньян,
    Влюбленный в тебя навеки,
    А вот преподносит тебе тюльпан
    Пылкий Ромео Монтекки.

    Проносится множество глаз и лиц,
    Улыбки, одежды, краски...
    Вот видишь: красивый и добрый принц
    Выходит к тебе из сказки.

    Сейчас он с улыбкой наденет тебе
    Волшебный браслет на запястье.
    И с этой минуты в его судьбе
    Ты станешь судьбой и счастьем!

    Когда повисает вокруг тишина
    И в комнате полутемно,
    Ты часто любишь сидеть одна,
    Молчать и смотреть в окно...

    Слышны далекие голоса,
    Плывут корабли во мгле...
    А все-таки алые паруса
    Бывают и на земле!

    И может быть, возле судьбы твоей
    Где-нибудь рядом, здесь,
    Есть гордый, хотя неприметный Грей
    И принц настоящий есть!

    И хоть он не с книжных сойдет страниц,
    Взгляни! Обернись вокруг:
    Пусть скромный, но очень хороший друг,
    Самый простой, но надежный друг,
    Может, и есть тот принц?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо, что поделились. А стихотворение «Чудачка» в Вашем блокноте было?
      «Какой же любви она ждет, какой?
      Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!
      Красивой-красивой! Большой-большой!
      А если я в жизни не встречу такой,
      Тогда мне совсем никакой не надо!"»

      Удалить
    2. Конечно, было! И "Трусиха", и "Сатана", и одно из самых любимых - "Дикие гуси". Книг Асадова было не достать, даже в библиотеках их не было. И девчонки в классе брали мой заветный блокнотик и переписывали.

      Удалить
  5. А мне нравится стихотворение "Именем совести":

    Какие б ни грозили горести
    И где бы ни ждала беда,
    Не поступайся только совестью
    Ни днём, ни ночью, никогда!

    И сколько б ни манила праздными
    Судьба тропинками в пути,
    Как ни дарила бы соблазнами -
    Взгляни на всё глазами ясными
    И через совесть пропусти.

    Ведь каждый, ну буквально каждый,
    Коль жить пытался похитрей,
    Встречался в жизни не однажды
    С укором совести своей.

    В любви для ласкового взгляда
    Порой так хочется солгать,
    А совесть морщится: - Не надо! -
    А совесть требует молчать.

    А что сказать, когда ты видишь,
    Как губят друга твоего?!
    Ты все последствия предвидишь,
    Но не предпримешь ничего.

    Ты ищешь втайне оправданья,
    Причины, веские слова,
    А совесть злится до отчаянья:
    - Не трусь, покуда я жива!

    Живёт она и в час, когда ты,
    Решив познать иную новь,
    Бездумно или виновато,
    Как пса бездомного куда-то,
    За двери выставишь любовь.

    Никто тебе не помешает,
    И всех уверишь, убедишь,
    А совесть глаз не опускает,
    Она упрямо уличает
    И шепчет: - Подлое творишь!

    Стоит она перед тобою
    И в час, когда, войдя во вкус,
    Ты вдруг задумаешь порою
    Урвать не самый честный кус.

    Вперёд! Бери и не робей!
    Ведь нет свидетельского взгляда!
    А совесть сердится: - Не надо! -
    А совесть требует: - Не смей!

    Мы вправе жить не по приказу
    И выбирать свои пути.
    Но против совести ни разу,
    Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
    Нельзя, товарищи, идти!

    Нельзя ни в радости, ни в горести,
    Ни в зной и ни в колючий снег.
    Ведь человек с погибшей совестью
    Уже никто. Не человек!

    ОтветитьУдалить
  6. Мне нравится стихотворение "В лесном краю". Особенно последнее четверостишие:

    Грозою до блеска промыты чащи,
    А снизу, из-под зеленых ресниц,
    Лужи наивно глаза таращат
    На пролетающих в небе птиц.

    Гром, словно в огненную лису,
    Грохнул с утра в горизонт багряный,
    И тот, рассыпавшись, как стеклянный,
    Брызгами ягод горит в лесу.

    Ежась от свежего ветерка,
    Чуть посинев, крепыши маслята,
    Взявшись за руки, как ребята,
    Топают, греясь, вокруг пенька!

    Маленький жук золотою каплей
    Висит и качается на цветке,
    А в речке на длинной своей ноге
    Ива нахохлилась, будто цапля,

    Дремлет, лесной ворожбой объята...
    А мимо, покачиваясь в волнах,
    Пунцовый воздушный корабль заката
    Плывет на распущенных парусах...

    Сосны беседуют не спеша.
    И верю я тверже, чем верят дети,
    Что есть у леса своя душа,
    Самая добрая на планете!

    Самая добрая потому,
    Что, право, едва ли не все земное,
    Вечно живущее под луною
    Обязано жизнью своей ему!

    И будь я владыкой над всей планетой,
    Я с детства бы весь человечий род
    Никак бы не меньше, чем целый год,
    Крестил бы лесной красотою этой!

    Пусть сразу бы не было сметено
    Все то, что издревле нам жить мешало,
    Но злобы и подлости все равно
    Намного бы меньше на свете стало!

    Никто уж потом не предаст мечту
    И веру в светлое не забудет,
    Ведь тот, кто вобрал в себя красоту,
    Плохим человеком уже не будет!

    ОтветитьУдалить
  7. У Асадова очень много хороших стихов о России. Например, "Судьба страны", "России". Мне нравится "Россия начиналась не с меча":

    Россия начиналась не с меча,
    Она с косы и плуга начиналась.
    Не потому, что кровь не горяча,
    А потому, что русского плеча
    Ни разу в жизни злоба не касалась...

    И стрелами звеневшие бои
    Лишь прерывали труд ее всегдашний.
    Недаром конь могучего Ильи
    Оседлан был хозяином на пашне.

    В руках, веселых только от труда,
    По добродушью иногда не сразу
    Возмездие вздымалось. Это да.
    Но жажды крови не было ни разу.

    А коли верх одерживали орды,
    Прости, Россия, беды сыновей.
    Когда бы не усобицы князей,
    То как же ордам дали бы по мордам!

    Но только подлость радовалась зря.
    С богатырем недолговечны шутки:
    Да, можно обмануть богатыря,
    Но победить - вот это уже дудки!

    Ведь это было так же бы смешно,
    Как, скажем, биться с солнцем и луною.
    Тому порукой - озеро Чудское,
    Река Непрядва и Бородино.

    И если тьмы тевтонцев иль Батыя
    Нашли конец на родине моей,
    То нынешняя гордая Россия
    Стократ еще прекрасней и сильней!

    И в схватке с самой лютою войною
    Она и ад сумела превозмочь.
    Тому порукой - города-герои
    В огнях салюта в праздничную ночь!

    И вечно тем сильна моя страна,
    Что никого нигде не унижала.
    Ведь доброта сильнее, чем война,
    Как бескорыстье действеннее жала.

    Встает заря, светла и горяча.
    И будет так вовеки нерушимо.
    Россия начиналась не с меча,
    И потому она непобедима!

    ОтветитьУдалить
  8. когда перечитываю стих о рыжеи дворняге, понимаю какие мы безпородные и хочется только надеяться,что когда нибудь наступит милосердие.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »